Пхеньян отказался от ядерного оружия

Американцы возражали и приводили бесспорный с их точки зрения довод: подобные поставки стране, не входящей в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), невозможны. Из тупика дискуссию вывели китайцы. Им было что напомнить неуступчивым представителям Пхеньяна: КНР в буквальном смысле кормит измученного многолетней самоизоляцией соседа, снабжая рисом, нефтью, промышленными товарами, одеждой. Пекин - его основной донор, партнер и защитник в регионе и мире. Поэтому, используя все возможные рычаги давления, Китай сумел убедить северокорейцев пойти на подписание документа.
Теперь КНДР обязуется в сжатые сроки вернуться в режим ДНЯО и под инспекции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В свою очередь, Китай, Россия, США, Япония и Республика Корея заявили о "намерении предоставить Северной Корее энергетическое содействие". Сеул поставит Пхеньяну два миллиона кВт ч электроэнергии. В тексте заявления закреплено также право КНДР на развитие мирных ядерных программ. Упомянут и вопрос о легководном реакторе, который будет обсуждаться "в обозримом будущем".
Кроме того, США и Северная Корея обязались "уважать суверенитет друг друга, мирно сосуществовать и улучшать отношения". Америка заверила, что не располагает ядерным оружием на Корейском полуострове и не собирается "нападать или вторгаться в КНДР с использованием любого вида оружия".
Перспективы итогового документа, впрочем, пока достаточно туманны. Он подписан, и это огромный плюс. Однако для осуществления его решений потребуются, вероятно, новые усилия, новые переговоры и новые компромиссные ходы.
МАГАТЭ обсуждает "иранский вопрос"
"МАГАТЭ хочет как можно скорее вернуться в Северную Корею", - заявил в понедельник в Вене генеральный директор агентства Мухаммед аль-Барадеи, комментируя достигнутые в Пекине договоренности. На очередном заседании совета управляющих МАГАТЭ обсуждался и "иранский вопрос". Речь шла о возможной передаче "иранского досье" в Совет Безопасности ООН - если Тегеран не откажется от своих планов по развитию атомной энергетики, включая создание собственного ядерного топливного цикла. Ранее президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад заявил, что "освоение мирных ядерных технологий остается неотъемлемым правом всех народов, включая Иран".