"Мы офицеров не подменяем"

Сержанты, ставшие главными, и впрямь получили дополнительные права - но только на общественных началах. "Никакими уставами такая должность не предусмотрена, - подчеркнул замкомдива по воспитательной работе полковник Крамарев. - На нее соглашаются добровольно, а назначаются - самые опытные сержанты и старшины, как правило, из числа контрактников". По словам Крамарева, директива по войскам о проведении эксперимента пошла в 2001 г. после событий в Югославии, где многие российские десантники входили в состав миротворческого контингента ООН и близко познакомились с опытом организации службы в западных армиях.
Идея, рассказал Крамарев, заключалась в следующем. 90 процентов срочников идет в армию без энтузиазма, из учебки сержанты приходят не готовыми работать с личным составом. До 20 процентов молодых офицеров приходят служить после военных кафедр, им порой трудно находить общий язык не только со старшими по возрасту контрактниками, но и солдатами срочной службы. Все это на фоне постепенного перехода армии на контрактную основу. Замначальника отделения воспитательной работы дивизии подполковник Александр Хотулев не стал скрывать: "Надо было повышать авторитет сержантского состава, ведь постепенно начался распад института сержантов, они стали превращаться просто в старших специалистов". Возникла нужда в цементирующем звене. Главные сержанты и должны были стать таким звеном между командирами рот (батальонов, полков) - с одной стороны, и сержантским и рядовым составом - с другой.
"У нас больных нет - только живые или мертвые"
В ротах, батальонах и полках были введены должности главных сержантов. Их права и обязанности сформулированы в положении о главных сержантах и памятках, которые каждый из них носит в нагрудном кармане. При этом, как заверили в дивизии, нисколько не нарушается принцип единоначалия. "Мы офицеров не подменяем, тут конфликтов нет, - заверил главный сержант батальона прапорщик Сергей Королев (40 лет, имеет опыт военных действий в Афганистане, награжден Орденом Красной Звезды). - Офицеры же учились 5 лет. В училище они в голову берут знания, но здесь еще люди".
"У комвзвода и так много работы. Вот в западных армиях он придет утром, поздоровается с солдатами, а потом с ними кто весь день? - Главный сержант!" - пояснили главные сержанты.
Правда, добиться ответа на вопрос, как же раньше в дивизии обходились без главных сержантов, от комсостава так и не удалось. Командиры дружно отвечали, что их подразделение всегда славилось отличной дисциплиной, в самоволку никто не ходил, и даже из увольнительной никто не опаздывал. "Так у нас, можно сказать образцовый 217-й полк, - как бы извинялись офицеры, - гвардейская дивизия, традиции!" Оказалось, что главные сержанты практически никогда не обращались за подмогой к комполка (это им разрешено по статусу), разрешая все проблемы самостоятельно. Главный сержант полка, старшина Александр Кузьмин (38 лет, имеет опыт службы в Косово), рассказал "Известиям": "У меня в жизни призвание - дисциплина и порядок. "Кто, если не мы»? - говорю. - "Мы нация! У нас больных нет - только живые или мертвые!" Вот так и учу. Уважают".
"Нас эта работа не тяготит, это авторитетная должность, - рассказывают главные сержанты. - Но вот думают, что при переходе на контракт в нас необходимость отпадет. Ну, а кто придет вместо срочников? Придут на небольшие зарплаты ребята из деревень и городков, где уже все развалилось. Кто, кроме нас, с ними будет работать?"
Ботинки вместо лычек
Пока "главные" только на общественных началах сержанты (по основной своей должности они могут быть, например, командирами боевых машин) уже по достоинству оценили опыт своих западных коллег. "Эти должности должны быть штатными, и платить на них надо раза в полтора больше, чем просто сержантам!" - не стали скрывать они своих надежд. А пока главное внешнее отличие главных сержантов - обувь. Им разрешили вместо сапог носить армейские ботинки. Но и офицеры признают, что этого - пусть и немаловажного для армейского тонуса - отличия мало. "Они у нас вроде комсоргов в советской армии. А им надо бы и лычку лишнюю на погоны, и настоящую штатную должность!" Но это, как можно предположить, тема уже другого эксперимента. А пока главные сержанты 98-й дивизии могут гордиться: их дивизия уже два года - лучшая по войскам ВДВ.