"Нарушения носят повсеместный характер"
Первыми на итоги прокурорской проверки отреагировали общественные экологические организации. "Пять уголовных дел слишком мало для города, – заявил "Известиям" руководитель петербургского отделения "Гринпис России" Дмитрий Артамонов, – поводов для них намного больше. Это связано с административной реформой, из-за которой полгода практически не функционировали госорганы экологического контроля. Предприятия могли делать что угодно. Кроме того, власти Петербурга в погоне за максимальной прибылью часто нарушают законодательство: например, выдают разрешения на строительство, не проводя экспертизы".
Впрочем, в надзорном ведомстве это прекрасно понимают. Резюмируя итоги трехмесячной работы своих коллег, старший помощник прокурора города Елена Ордынская заметила: "Результаты проверок показали, что нарушения носят повсеместный характер… Исследования уровня загрязнения атмосферного воздуха в городе свидетельствуют, что в каждом третьем случае его состояние не отвечает установленным нормативам".
В сфере охраны атмосферного воздуха грубые нарушения прокуратура нашла практически на всех автопредприятиях города, а также в ОАО "Светлана", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", ОАО "Пластполимер". Наиболее частые обвинения - компании не ведут производственный контроль за выбросами и не соблюдают режим санитарно-защитных зон компаний, оказывающих вредное воздействие.
Интересно, что объекты проверялись без оглядки на администрацию города. Например, экологи оказались удивлены тем фактом, что прокуратура обратила внимание на компании, которые традиционно защищает городская администрация. "В частности, удивило, что нарушения выявили на "Водоканале". Это предприятие город постоянно старался прикрыть", - говорят в петербургском "Гринписе".
Найдены и нарушения водного законодательства, как правило, состоящие в отсутствии лицензий на специальное водопользование. Их нет у Кронштадтского морского завода, Центральной ТЭЦ-2, "Пластполимера", Деревообрабатывающего завода № 1, судостроительной фирмы "Алмаз"; хлебокомбината "Лана", Петербургского метрополитена... Такие предприятия, как "Кронштадтский морской завод", "Северная верфь", "Бавария", вовсе сбрасывают в реки неочищенные и необезвреженные сточные воды.
Не лучше обстоят дела и с отходами. На Морской набережной (от Шкиперского протока до устья Смоленки) скопилось около 25 тысяч кубометров строительных отходов. В прокуратуре полагают, что Василеостровская администрация незаконно согласовала размещение отходов на территории побережья и в водоохранной зоне Финского залива. Такие же нарушения правил обращения со строительными отходами выявлены у ОАО "Генеральная строительная корпорация" и ООО "Лента". Последним предприятием во время проверки уже заплачен штраф – более 9 млрд рублей.
"О’Кей" построили на неутилизированных отходах
Самые большие претензии у горпрокуратуры возникли к комитету по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). Комитет обвинен в том, что он фактически санкционирует размещение опасных строительных отходов. Как сообщает пресс-служба горпрокуратуры, в августе 2004 года комитетом незаконно был согласован технологический регламент по обращению со строительными отходами 4 класса опасности в количестве почти 15 тысяч куб. м, образовавшимися при реконструкции фабрики ООО "Ригли" в Московском районе, и санкционировано их незаконное использование для "вертикальной планировки участка строительства" гипермаркета "О'Кей" в Приморском районе города. Отходы "четвертого класса опасности" содержат марганец, фосфаты, цинк и должны передаваться на утилизацию специализированным предприятиям. Такие отходы необходимо утилизировать.