Москва обиделась, что Кишинев с ней не посоветовался
Кроме этого закона правительство Молдавии своим постановлением также подтвердило все права собственности физическим и юридическим лицам, сохранение сотрудникам силовых ведомств Приднестровья рабочих мест (кроме высшего руководства спецслужб республики), а также гарантировало соцвыплаты, льготы и пенсии. "Изгоев быть не должно", - заверил приднестровцев Воронин. Еще один шаг навстречу жителям Приднестровья - возвращение системы временной регистрации экономических агентов Приднестровья (отменена после конфликта с молдавскими школами год назад).
Под статусом "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", в Кишиневе понимают сохранение в Тирасполе Верховного совета, исполнительной власти, основных законов, символики и трех языков (молдавского, русского, украинского), занятие внешнеэкономической деятельностью. "Довольно широкие права для того, чтобы регион чувствовал себя уютно", - прокомментировал новый закон министр реинтеграции Молдавии Василий Шова. Однако предложение Кишинева - это фактически такое же автономное образование в составе Молдавии, как Гагаузия, только с более широкими правами.
"Если этот закон принимается без участия народа Приднестровья, то они с таким же успехом могли бы принять этот закон по Японии или по провинции Румынии - Молдове", - убежден приднестровский президент Игорь Смирнов. "Закон контрпродуктивен, усложняет перспективу возвращения за стол переговоров и затрудняет усилия посредников от России, Украины и ОБСЕ в выработке сторонами жизнеспособного и надежно гарантированного особого статуса Приднестровья в составе единой Молдавии", - считают в российском МИД. Под "гарантированным статусом" понимается федерализация Молдавии, а не вхождение Приднестровья в унитарное государство.
Не устроило Москву и Тирасполь, что Кишинев принял этот закон не посоветовавшись. "По заявлению его разработчиков, закон был подготовлен в соответствии с украинским планом приднестровского урегулирования. Однако в украинской концепции принятие подобного закона предлагалось для того, чтобы "юридически закрепить ранее согласованные положения особого статуса Приднестровья", и прямо указывалось, что "стороны будут воздерживаться от односторонних действий, которые могут создать препятствия на пути мирного урегулирования", - напоминает российский МИД. Не понравилось и то, что Кишинев собирается вести переговоры исключительно об условиях "демократизации и демилитаризации Приднестровья", включая вывод российских войск из региона, и только затем обсуждать какой-либо особый статус.