Чем хочет заниматься власть
Хотя создание нового управления администрации отложено на осень, говорить о проблеме нужно сейчас, пока не принято окончательное решение, поскольку такой вариант "обезвреживания" городских отходов вызывает больше вопросов, чем ответов.
Предложение по созданию нового чиновничьего органа, курирующего отрасль, взято из Концепции по обращению с отходами, подготовленной Научным центром РАН, и там оно подавалось как путь реорганизации управления мусорными потоками. Однако это предложение так и осталось по своему характеру на уровне идеи, поскольку не выглядит тщательно проработанным. Так, во время открытых слушаний в Законодательном собрании Концепции по обращению с отходами председателем комиссии по экологии и здравоохранению Александром Редько были заданы вопросы, на которые он не получил четкого ответа от разработчиков Концепции: что конкретно необходимо изменить в законодательстве, чтобы Концепцию можно было воплотить в жизнь, и каковы объемы и источники финансирования Концепции.
Рост числа чиновников и дополнительную нагрузку на бюджет можно было бы стерпеть, если бы такие меры вели к очевидному прогрессу в решении мусорной проблемы. К сожалению, именно в этом и существуют самые большие сомнения. Кстати, то, что предлагают ученые РАН в своей Концепции, мало чем отличается от выкладок прошлых лет. Мусорную отрасль реформировали у нас в городе уже не раз. Но раньше речь шла только о бытовых отходах. Теперь, похоже, под одной крышей хотят объединить "обезвреживание и переработку" бытовых, химических, биологических, строительных, медицинских и прочих отходов. Но даже неспециалисту ясно, что для этого необходимы принципиально разные системы сбора, транспортировки, переработки и обеспечения ответственности безопасности горожан.
Планируется, что новое Управление будет координировать работу целого ряда органов исполнительной власти: жилищного комитета, комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, комитета по природопользованию и охране окружающей среды, комитета по здравоохранению. Однако нигде не прописано, каким образом будут строиться взаимоотношения новой структуры с отделами смежных комитетов.
Так не сводится ли вся идея к банальной функции распоряжения финансовыми потоками? Тогда, скорее всего, для горожан нововведения обернутся только увеличением тарифов на вывоз мусора, ведь нагрузку на бюджет надо чем-то компенсировать. А это не может не сказаться на повышении уровня скепсиса ко всем реформам, проводимым в жилищно-коммунальной сфере.
К тому же, сегодня ЖЭКи реорганизованы в АО “Жилкомсервис”, и речь идет о создании конкуренции на рынке сбора мусора, надо ждать, что скоро эта функция перейдет в частные руки. И какова будет в этом случае роль создаваемого Управления? Кроме того, ситуация в корне изменится с началом действия нового федерального закона о МСУ с 2006 года. Муниципалы никому не отдадут этих денег и не позволят управлять собой.
Любопытно так же, что ни в концепции, ни в проекте создания единого “мусорного органа” ни слова не говорится о том, кто и как будет считать эти самые бытовые отходы. Сколько их сегодня образуется за год в Петербурге, толком никто не считал. Напрашивается предположение, что когда отсутствует нормативная база, а цифры ежегодного объема мусора колеблются от 6,5 до 16 млн кубометров, можно спокойно “мешать” так называемый бытовой мусор с коммерческим. А цена-то, по который его вывозят, разнится в несколько раз.
Концепция и проект создания Управления вызывают вопросы еще и потому, что механизмы учета и ответственности каждого звена в цепочке: сбор – перевозка – переработка, не прописаны. Знать, сколько и какие отходы вывезены из города, могут только на полигоне или на мусороперерабатывающем заводе. Но, в таком случае, именно они и должны вести итоговую документацию по городским отходам. Так, кстати, поставлено дело за рубежом и во многих регионах России. Кроме Петербурга. Ведь при таком порядке отчетности дополнительные чиновники не потребуются.
Даже тот факт, что в едином государственном органе хотят объединить и транспортировку, и переработку не убеждает в необходимости создавать “мусорное” Управление в запланированном виде. В области переработки мусора естественный монополизм, безусловно, оправдан, но не такими методами.
В проекте постановления прописано, например, что в подчинении новой городской структуры будет находиться ЗАО “Опытный завод МПБО”. Сегодня уже подготавливаются документы по передаче всего имущества, принадлежащего КУГИ, на баланс другой коммерческой структуре – ГУП МПБО-2. Но ведь ЗАО “Опытный завод МПБО” 35 лет успешно работает по заказу города по переработке мусора. Депутаты ЗакСа в июле посетили МПБО-2 и, по их словам, увидели там разительный контраст с первым заводом: на первом – чистота, цветы и порядок, а главное – завод выпускает продукцию высокого качества, на втором все не так. Выходит, стабильно работающее производство кому-то очень хочется развалить, и ситуация складывается, мягко говоря, подозрительная.
Создание нового Управления еще в планах. Насколько известно, губернатор города пока окончательно не одобрила проект постановления об его организации, но и не отказалась от концепции. В кулуарах Смольного ходят слухи, что на место главы планируемой структуры прочат чиновников из ведомства Юниса Лукманова (жилищный комитет). Называют даже конкретные персоны. И среди прочих претендентов на это место звучат фамилии господина Бардашева – руководителя отдела по очистке жилищного комитета. А еще господина Агуренкова - то ли как члена будущей команды управленцев, то ли как имиджмейкера проекта. Или советника вице-губернатора Виролайнена господина Андреева.
Однако, известно, что вокруг любого нового начинания возникают разного рода слухи и предположения. И, кстати, часто бывает, что в итоге назначается совсем другой человек. Вопросы вызывает только одно: почему называют именно эти фигуры, которые волей-неволей ассоциируются с вице-губернатором Олегом Виролайненом? Может быть, потому что для господина Виролайнен лелеемая им Концепции по обращению с отходами - совсем не главное? Если создавать прозрачную и ясную концепцию, то в ней может не найтись места чиновничьим подразделениям с единственной функцией - "координация". Причем, известно же, что координировать чиновники предпочитают в первую очередь именно денежные потоки.