Москва соображает на троих
Главным поводом к вчерашней дискуссии послужила концепция закона "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях", подписанная вице-мэром Москвы Валерием Шанцевым в конце прошлой недели.
Идеологами этой концепции выступили экологи, предложив разработать закон, по которому проехать в центр города можно будет только по спецпропускам, получить которые смогут лишь владельцы экологически "чистых", оснащенных нейтрализаторами машин.
- Каждый день в городе прибавляется по 500 новых автомобилей. И все они не просто едут в центр, а еще и загрязняют атмосферу, - сообщила заместитель руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Марина Вакула. - Нужно определить особо загрязненные зоны и ограничить туда въезд транспорта. Тогда и движение в городе нормализуется, и дышать москвичам станет намного легче.
Правда, как будут определяться экологически неблагоприятные зоны и отсеиваться "нечистый" транспорт, чиновники еще не решили. Вариантов, заимствованных за рубежом, существует много. Столичные экологи выступают за радикальный подход и предлагают огородить центр города шлагбаумами, через которые смогут проехать только "чистые" автомобили. В качестве компромисса они готовы пойти на уступки и разрешить въезд в центр по номерным знакам. Например, по четным дням недели в центр пропустят машины только с четными номерами, по нечетным - с нечетными.
Транспортников такой подход не устраивает - любое механическое перекрытие центра, говорят они, вызовет заторы на подъездах к нему, и тогда встанет весь город. По их мнению, ограничить въезд в центр можно только экономическими мерами - например, ввести платный въезд и резко поднять стоимость парковки в центральной части города. Но как сделать это технически, они тоже пока не определились. Уже сейчас неофициальная стоимость стоянки в центре больше 100 рублей в час (то есть на порядок превышает официальную цену), но, судя по пробкам на дорогах, автолюбителей это не пугает.
- Конечно, нельзя принимать такой закон в одночасье, - заверил "Известия" руководитель Центра организации дорожного движения Москвы Леонид Липсиц. - И перегибать палку никто не будет. Шлагбаумов в центре города столичные власти не допустят. Кроме того, смысл этого закона не в запрете ездить по центру, а в перераспределении транспортных потоков. Часто бывает, что на двух параллельных улицах забита машинами только одна, а вторая едет свободно. Такого быть не должно. По одной могут ехать машины с четными номерами, а по второй с нечетными, тогда пробок в городе станет меньше.
По мнению же столичных строителей, спасение заключается в строительстве сети перехватывающих парковок около всех центральных станций метро города. Но еще на прошлом заседании правительства вице-мэр Москвы Валерий Шанцев отверг эту идею, предложив строить перехватывающие парковки на МКАД, а не забивать ими центр города. Напомним, в порядке эксперимента в столице уже построена одна перехватывающая стоянка, которая сегодня заполняется едва ли на треть.
- Это уже агония, - прокомментировал "Известиям" обилие разномастных концепций и предложений академик Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Бочаров. - И никакие запреты ситуацию не изменят. Уже сейчас Москва по плотности населения приближается к таким столицам, как Лондон, Вена, Нью-Йорк. Но если там дороги занимают 18-21% земель, то в центре Москвы их не более 8%. Да и в общем балансе земель Москвы дороги занимают лишь 10%. Вот сейчас идет процесс сноса старых домов. Тех же пятиэтажек, на месте которых хотят построить многоэтажные здания, то есть еще больше увеличить там плотность населения. Но уж если сносить дома, то с учетом прокладки на освобождающихся "линиях" новых городских автодорог. Но этого в Генплане и рядом нет, полный хаос.