Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Опять копирайт проклятый

Официальная версия грузинского руководства, объясняющая беспорядки в Тбилиси тем, что приверженцы спортсменов, арестованных за попытку рэкета, вступились за своих товарищей, - это как раз тот случай, когда М.Н. Саакашвили вполне можно поверить. Многие в Москве еще помнят знаменитого в ранние 90-е О.В. Квантришвили и его спортсменов - и чем Тбилиси хуже? Тем более естественно, что чемпионы по греко-римской борьбе пришли бороть заезжего грека. Явился бы в Тбилиси римлянин - и того побороли бы. Тем не менее сводки из грузинской столицы производили двусмысленное впечатление
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
При чтении реляций никак нельзя было понять, о чем идет речь: то ли об уголовщине с беспорядками, то ли о пламенной революции. "На проспекте Руставели протестовали родственники и близкие известных грузинских борцов... Судья Верховного суда вынес постановление о трехмесячном предварительном заключении грузинским борцам... Сразу после вынесения приговора присутствовавшие в зале грузинские борцы устроили погром и нецензурно ругали президента Грузии Михаила Саакашвили".

Причина в том, что слово "борцы" (особенно в его множественно-собирательной форме) где-то со времен второго, разночинского этапа революционного движения в России ассоциируется не с цирком или спортзалом, а с куда более возвышенными предметами - "борцы за свободу", "борцы за счастье народное", см. также и революционную песню той эпохи "Не плачьте над трупами павших борцов". Традиция закрепилась в топонимике советской эпохи ("Проспект борцов" - никак не греко-римских) и стала в равной степени присуща и официозной (неустанные борцы за мир Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев), и диссидентской (борец за права человека акад. Сахаров) речи. Немудрено, что и вести о грузинских борцах автоматически вызывали в уме представления возвышенного толка. Хотя надо привыкать к эффектам, возникающим, когда слово переходит из высокого в средний штиль. До самого последнего времени слово "миротворцы" вызывало в памяти только Нагорную проповедь - "Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся". По мере развития посреднической деятельности международных организаций вполне привычными стали новостные заголовки типа "Пьяные миротворцы изнасиловали троих жительниц деревни N", что не совсем согласуется с Нагорной проповедью - но ничего, привыкаем. То же будет и с борцами.

Тем временем новостная лента агентства Рейтер принесла другой пример стилистического сдвига. Московский корреспондент агентства сообщил, что "теперь Гарри Каспаров обращает устрашающую мощь своего разума (fearsome brainpower) против Владимира Путина".

Сообщения о наших оппозиционных политиках часты в западной прессе, но прежде они были стандартно-умеренными - "смелый критик режима", "либеральный реформатор", "демократический депутат". Столь смелых эпитетов, знаменующих переход от аттического стиля к азианскому, ни В.А. Рыжков, ни Г.А. Явлинский, ни И.М. Хакамада не удостаивались. Вероятно, разум у них недостаточно устрашающий.

Но даже и устрашающая мощь разума не уберегла Г.К. Каспарова от наступания на те же грабли, на которые две недели назад наступили молодежные организации "Родины" и "Яблока", заспорившие о копирайте на запуск Чубайса в небеса. Сейчас вышло то же самое: не успел борец объявить о своем новом начинании "Путин на счетчике", смысл которого в том, чтобы каждодневно напоминать, сколько дней осталось до истечения нынешнего президентского срока, как в дело опять вмешался копирайт проклятый. Представители молодежной организации "Оборона" обвинили каспаровский штаб в плагиате: "Шутка моя, идея счетчика моя, и картинку Путина нашел я еще недели три назад". В пояснительной записке к счетчику Г.К. Каспаров указывал: "Важно понимать: чем меньше становится цифра, тем бдительней мы должны быть", однако предметом бдительности стал не В.В. Путин, а копирайт на полемический ход против В.В. Путина.

Интересно отметить, что в отличие от освободительных движений организованные преступные группировки, у которых освободители позаимствовали выражение "поставить на счетчик", относятся к проблемам копирайта куда спокойнее. Не известны случаи, когда бы солнцевские или ореховские возбраняли, допустим, тамбовским ставить кого-либо на счетчик единственно потому, что идея счетчика находится в монопольном владении солнцевских. С точки зрения бандитов, идея находится в общественном достоянии. Но тогда не стоит будить лихо, пока спит тихо. Если бандиты прознают, что идея постановки на счетчик может находиться в чьем-либо владении, они, как обладатели несомненного приоритета, могут возмутиться незаконным использованием их идеи и сами поставят на счетчик и "Оборону", и Г.К. Каспарова.

В условиях, когда идея копирайта неудержимо овладевает массами, единственным, кто может не бояться претензий такого рода, является глава правительства г. Москвы Ю.М. Лужков. Его идеи до такой степени неожиданны и непонятны для обыденного ума, что похищать их вряд ли найдется охотник. О том, что шансы Москвы стать хозяйкой Олимпиады-2012 невелики, знали решительно все. При планировании каких-либо действий и мероприятий - в особенности добровольно-принудительных - вероятно, можно было иметь в виду также и тот весьма вероятный вариант, что Москва останется ни с чем. Как с этим вариантом вязалось устроенное 6 июля, в день сингапурского голосования, перекрытие центра Москвы, традиционный сгон на Васильевский спуск работников бюджетных организаций и аффилированных с мэрией строительных структур etc., простому уму понять невозможно. Если имелось в виду праздновать победу, то при 99%-ной вероятности поражения это неразумно. Если целью массовки было впечатлить сингапурское жюри и склонить его на свою сторону, то вряд ли жюри так внимательно следило за оргмассовыми мероприятиями правительства г. Москвы, тем более что к началу гуляний дело уже было решено. Если вылет Москвы предполагалось встретить решительным "Не боимся буржуазного звона, ответим на ультиматум Керзона" - так ведь не ответили.

Разве что Ю.М. Лужков узнал, что парижане собираются возле своей мэрии посмотреть с экрана на ход голосования, и велел учинить то же в Москве, но со значительно большим размахом. См. петровские ассамблеи - бальные увеселения, на которые жители Европы собирались сами и по доброй воле, в России были введены в повинность под угрозой денежного штрафа и царской немилости. Как было замечено по другому поводу, "Он был монтером Ванею, но в духе парижан себе присвоил звание "электротехник Жан".
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...