Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Телеканалы информацию заменяют идеологией

Лето - период не только школьных, но и телевизионных каникул, во время которых каналы показывают в основном повторы программ и сериалов и готовят новинки на следующий сезон. Журналисты, пишущие о телевидении в разных изданиях, которые ежемесячно на страницах "Известий" называли удачи и провалы телеканалов, оценили весь прошедший телевизионный год - с сентября 2004-го по июнь 2005-го. Начался он с трагедии в Беслане и кадровых перемен на НТВ, потом были "дело "ЮКОСа", выборы на Украине, монетизация, мимо которых не прошли телеканалы. Еще было много военных и исторических сериалов, еще больше - документальных фильмов, зато практически не развивалось развлекательное телевидение
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Лето - период не только школьных, но и телевизионных каникул, во время которых каналы показывают в основном повторы программ и сериалов и готовят новинки на следующий сезон. Журналисты, пишущие о телевидении в разных изданиях, которые ежемесячно на страницах «Известий» называли удачи и провалы телеканалов, оценили весь прошедший телевизионный год - с сентября 2004-го по июнь 2005-го. Начался он с трагедии в Беслане и кадровых перемен на НТВ, потом были "дело "ЮКОСа", выборы на Украине, монетизация, мимо которых не прошли телеканалы. Еще было много военных и исторических сериалов, еще больше - документальных фильмов, зато практически не развивалось развлекательное телевидение. Главные телевизионные события года журналисты разделили на успехи (номинация "За") и провалы ("Против").

Арина Бородина, "Коммерсантъ": "За гранью профессии - антиюкосовская кампания на "России" и НТВ"

1. Самым сильным впечатлением стали сериалы "Штрафбат" на "России" и "Гибель империи" на "Первом", которые по значению и смыслу вышли далеко за рамки сериального продукта. Порадовали "Курсанты" ("Россия") и "Дети Арбата" ("Первый"). Успех супертехнологий, драматургии и психологии в проекте "Последний герой. Суперигра" на "Первом". Яркие циклы - "Предлагаемые обстоятельства" Анатолия Смелянского на "Культуре" и "Исторические хроники" Николая Сванидзе на "России". Самый жизнеутверждающий проект сезона - "Жизнь прекрасна" на СТС с умным и обаятельным Михаилом Швыдким (чего стоит появление прекрасно поющей Джахан Поллыевой!). Работа ведущих в разных жанрах: Андрея Малахова на "Первом", Алексея Пивоварова, Антона Хрекова и Ольги Беловой на НТВ, Сергея Майорова (и весь проект "Истории в деталях") на СТС. Практически все работы Вадима Такменева и Александра Зененко в цикле "Профессия - репортер" на НТВ. "Моя прекрасная няня" на СТС, как индустриальный успех сезона: формат точно попавший в цель и повлиявший на рост элитарной аудитории канала. "Вести-Москва" на "России", как рейтинговый и главное - стабильный рекордсмен в информации.

2. Чудовищная антиющенковская кампания в эфире "Первого канала" во время президентских выборов на Украине, олицетворением которой стала неадекватность Михаила Леонтьева. За гранью профессии и антиюкосовская кампания и псевдоразоблачения в отношении Михаила Ходорковского и его коллег в эфире НТВ в рамках "Чистосердечного признания" и программы Эдуарда Петрова "Честный детектив" на "России" (после программы о Пичугине хочется переименовать в "Бесчестный"). Цензура, которая царит в программе "Время" и "Вести", а сейчас пробирается уже и на НТВ. Отсутствие дискуссионных форматов, и как апофеоз - подмена смыслов и смещение от ток-шоу в сторону просто "шоу" у Владимира Соловьева на НТВ. Талантливый интервьюер искусно создает видимость объективности в эфире.

Екатерина Винокурцева, журнал "Компания": "На ТВ вычищают все «ненужное» с точки зрения власти"

1. Появление канала "Домашний" (добротное "телевидение частных ценностей", хоть и чересчур стерильное, на мой взгляд); хороших развлекательных программ "для-тех-кто-не-смотрит-"Аншлаг": "Комеди клаб" на ТНТ (здесь даже над Путиным шутят!), "Жизнь прекрасна" на СТС, высококлассных сериалов на госканалах (особенно хочу отметить "Штрафбат", "Гибель империи"). Вот, собственно, и все.

2. "Зачистка" медиа-пространства. В этом году она докатилась до печатных СМИ: покупка "питерским" "Телекоминвестом" "Огонька", "Газпромом" - "Известий". На телевидении этот процесс уже почти закончен, поэтому уже идет качественный процесс - вычищение всего "ненужного" с точки зрения власти (оппозиции, острых дискуссий, Леонида Парфенова, настоящих журналистских расследований), пропаганда вместо информации (достаточно вспомнить Беслан, выборы на Украине, освещение "дела "ЮКОСа", празднование 9 Мая, появление канала "Звезда" и особенно мертворожденного Russia Today TV).

Провалы сезона. Особенно отличился в этом году НТВ - поистине «Короткие встречи»; закрывшаяся "Школа злословия", после перехода с "Культуры" совсем захиревшая; "Воскресный вечер" с Владимиром Соловьевым (программа не закрыта, хотя, по-моему, стоило бы). Не канал, а сплошное разочарование. Про "документальный фильм" о "ЮКОСе" из серии "Чистосердечное признание" даже вспоминать не хочется. Ну и "Я готов на все" - первый провал не знавшего поражений Дмитрия Диброва.

Сергей Фомин, журнал "Телефорум": "Историческая тема перешла из количества в качество"

1. Канал "Домашний", не раздражающий зрителя и дающий надежду на то, что у нашего ТВ еще есть возможность создать нечто, остающееся в пределах хорошего вкуса.

Историческая тема, перешедшая из количества в качество, - грандиозная по охвату материала "Вторая мировая. Русская версия" В. Правдюка (ТВЦ), исследование Я. Гординым эпохи Александра I и его брата в "Нет пощады никому" ("Культура"), выпуски "Исторических хроник с Н. Сванидзе"("Россия"), цикл Ф. Разумовского "Кто мы?" ("Культура"), проследившего историю "русской смуты" от Годунова до Троцкого. То же можно отметить и в отношении жанра игрового сериала на примере "Гибели империи" ("Первый").

"Настоящее документальное кино" (ТВЦ) - выдержавшее заявленный в названии уровень. И параллельно - история и теория этого искусства в "Документальной камере" А. Шемякина ("Культура"). Блистательное завершение сезона "Культуры" фильмом-исследованием "Диккенс" (Би-би-си), вызывающим предположение, что программа "Цивилизация" ("Первый") могла бы развернуть в подобное многосерийное произведение каждый выпуск своих "Гениев и злодеев".

Перенос "Очевидного - невероятного" (ТВЦ) с ночи на 22.40. Среди мощи рейтингового прессинга это воспринимается как граждански ответственный поступок. Как и появление на этом канале детской игровой познавательной программы "Без репетиций" с участием музыканта-мультиинструменталиста Сергея Владимирского.

Юмористические программы "Дорогая передача" (REN TV) и "Парк юмора" (ТВЦ), бросившие вызов хорошего вкуса.

2. Кошмар развлекательных программ. От той, которую министр культуры осудил уже на официальном уровне, и ее клонов, недостойных даже простого упоминания вместе с транслирующими их каналами, до "Розыгрышей" и "Больших премьер" "Первого", созданных при использовании обратного вектора умственных усилий, явно примененного также и к содержанию "Дома-2" и "Большого брата" (ТНТ), поскольку заимствование форм этого вторичного телепродукта вообще не потребовало каких-либо мозговых актов.

Наталия Ростова, "Новая газета": "Эфир потерял лицо"

1. Документалистика Би-би-си ("Первый", СТС), программы и фильмы о войне ("Первый", "Россия"). "Новый день" ("Сканер" блестящ!), фильм Павла Шеремета о больных СПИДом (спасибо Валерию Панюшкину), сериал "Умножающий печаль" (все - "Первый"). "Исторические хроники с Николаем Сванидзе" ("Россия"). "Квартирный вопрос" (НТВ), приведший к клонированию на многих каналах. "Детали", "Истории в деталях" (СТС). Новости REN TV, РБК-ТВ, Euronews. Канал "Культура" - практически весь.

2. Крайне успешный для установления новых стандартов российского ТВ сезон. Начав с "354" захваченных в заложники бесланцев, мы пережили телененормальных старушек с митингами против «выгодной» им монетизации, пиар-кампанию за иностранного Януковича, шельмование Ющенко и Саакашвили. С другими государствами тоже ссорились с помощью ТВ, а истерику нам объясняли интересами государства.

За буднями самого басманного суда в мире мы следили по газетам и радио, а за уровнем непрофессионализма в борьбе против "ЮКОСа" - по эфиру. Власти было на ТВ столько, что даже президент взмолился: покажите оппозицию! Появился и новый формат - сводки постфактум из выжженных жилых домов, в которых окопались террористы.

Мы узнали о творении Минобороны - "Звезде", прожекте «русского CNN» за рубежом. Зато на подходе продажа REN TV - единственной альтернативы нынешней пропаганде. Эфир потерял лицо: Парфенова, Шустера, Кучера. Исчезли блестящие интервьюерки из «Школы злословия», уйдет и "Основной инстинкт". Воскресный вечер Владимира Соловьева, программа "Максимум". А о «юморе» на ТВ и говорить не хочется.

Александр Нахалов, агентство "Телескоп»" "Газета": "Журналистика отходит на второй план, а аналитика - на третий-четвертый"

1-2. В ушедшем телесезоне творческих прорывов было немного: центральные каналы предпочитали работать обещающими высокий рейтинг средствами - отечественными сериалами, кино, юмористическими программами и концертами. Отмечая ощутимый рост качества российского телесериала ("Диверсант", "Штрафбат", "Кармелита", "Солдаты", "Моя прекрасная няня" и др.), стоит заметить, что меню каналов стало одинаковым. Наверное, потому "России" в этом сезоне удалось пошатнуть многолетнее первенство "Первого канала" и даже выйти вперед в апреле-мае.

Символом перехода отечественного ТВ к прагматичности может служить уход с НТВ главного продюсера Александра Левина, сторонника телеэкспериментов, и передача его функций Евгению Кучеренко, который занимается формированием сетки вещания НТВ, анализом рейтингов и просчитыванием наиболее удачного времени для постановки программ в эфир.

Серьезная журналистика отходит на телевидении на второй план, а аналитика - на третий-четвертый, тематика расследований все больше смещается в сторону времен ушедших. Материалы про жизнь нынешнюю часто напоминают демонстрацию готовности в случае чего встретить во всеоружии врага народа: будь то внешний, как Саакашвили, или внутренний, как Ходорковский. И тот, и другой стали объектами для неоднозначных фильмов НТВ.

Явная универсализация федеральных каналов подтверждает обоснованность стремления остальных вещателей искать своего зрителя, становясь каналами тематическими. Появился канал "Домашний", созданный на базе выкупленного компанией "СТС-Медиа" канала "М1", а ТНТ удачно перепозиционируется в канал реалити-ТВ, успешно начав торговлю своими реалити-форматами - "Дом 2" - на Запад.

Анна Качкаева, радио "Свобода": "Идеологемы пронизывали "большой" эфир"

1-2. Сезон стартовал с информационного сдерживания ужаса Беслана. Был идеологически выдержанным. Законсервированным (прямого эфира - минимум). Пропагандистски обеспечивал информационные кампании и "показательные" процессы. "Наши - не наши", "враги - друзья", "предатели - патриоты" - отчетливые, часто параноидальные идеологемы пронизывали "большой" эфир (выборы на Украине, монетизация льгот, "дело "ЮКОСа"). Зато стабилен успех сериалов и концертно-юмористических форматов. Телевидение стало мощной индустриальной топкой, для поддержания прожорливости которой хватает денег, но не хватает людей, идей, смелости, риска и социальной ответственности. Не случаен феномен Соловьева. Многостаночник, человек-формат. Он мимикрирует, имитирует, провоцирует - то есть воплощает бесцеремонную синтетичность коммерческого и вместе с тем служивого, государевого телевидения. Шоу торжествует.

Главный успех - телевизионное документальное развлечение и сериалы. На "Первом" - "Гибель империи", "Водитель для Веры", "Свои". "Штрафбат" на "России". "Солдаты" на REN TV. "Моя прекрасная няня" на СТС. Разная интонация и попытка хотя бы в художественной форме поговорить со страной о существенном. Телевидение "для 5% и полуночников" - это резервация "Культуры" и почти все, что идет после 23.00 на "Первом" и на "России". За этим программным забором, как правило, блестящий кинопоказ, фильмы ВВС, отсутствие пропагандистского угара и "исторической попсы" про слезливых вождей и их жен. Из умного и пронзительного - "Исторические хроники с Николаем Сванидзе" и "Русский крест с Георгием Жженовым" ("Россия"). Чудесная "Жизнь прекрасна" (СТС) - редкое сочетание легкого эфирного дыхания, ненавязчивого просвещения и удовольствия от общения разных поколений. "Профессия-репортер" - блистательные остатки позапрошлого НТВ. Настойчиво либеральная "Неделя" с М. Максимовской (REN TV). Зрелище " К барьеру!" (НТВ), часто с отвратительным послевкусием. Новый "Домашний" привил моду на тему "нишевых" каналов и провозгласил тягу зрителя к "частным ценностям". В общем, отдельных красочек добавилось. Только воздуха в эфире не хватает. Душноватые времена.

Ирина Петровская, "Известия": "Освещение Беслана доказало полную подконтрольность телеканалов власти"

1. Появление качественного телекино: "Штрафбат" ("Россия"), "Дети Арбата", "Гибель империи" (оба - "Первый канал"). Усиление позиций документального кино. Выделяются "сторические хроники"Н. Сванидзе ("Россия"), "Новый день" и "Сканер" ("Первый"), документальная "линейка" на "Культуре". Старт канала "Домашний", ориентированного на ценности частной жизни. Новостные программы на НТВ и REN TV - "последние из могикан". "Неделя" М. Максимовской, продолжающая традицию объективного итогового ТВ. Некоторые выпуски программы "Времена", в которых В. Познеру удается настоять на важных для него и общества темах и героях. Канал "Культура". Уверенно работающие в своих "нишах" каналы СТС и ТНТ.

2. Сезон начался с трагедии Беслана, отражение которой доказало полную подконтрольность телеканалов власти и их собственную сервильность. Попытка протеста не удалась: Академия российского ТВ в целом отказалась подписать Декларацию против грубого вмешательства власти в программную политику телеканалов. Политические дискуссионные программы исчезли как класс. Новости занимаются не информированием, а пропагандой, особенно когда в стране и мире происходят такие события, как Беслан, суд над Ходорковским, монетизация льгот, "оранжевые" и иные цветные революции. Развлечения на ТВ уже превышают все возможные санитарные нормы. Канал НТВ в минувшем сезоне окончательно перепрофилировался в "кинобудку", транслируя телесериалы в режиме «нон-стоп» и отказавшись от документальной линейки, которую худо-бедно начал выстраивать Савик Шустер. Для НТВ также уготовили специальную участь: демонстрировать "страшилки", пугающие население Ходорковским и "ЮКОСом". Появились спецканалы "Звезда" и Russia Today, призванные воспитывать патриотизм в россиянах и изменить имидж России за рубежом. Продажа REN TV, по всей видимости, уничтожит последний островок вольнодумия на зачищенном телепространстве.

Александр Мельман, "Московский комсомолец": "Власть думает прежде всего о том, как она выглядит в "ящике"

1. За прошедший телесезон мы с коллегами нашли столько минусов и так часто писали об этом, что повторяться не хочется. Лучше так: минус на минус дает плюс. Поэтому впечатления исключительно радужные. Большой плюс "Первому каналу" за то, что он поставил на качественное ТВ в ущерб массовому. Серьезные сериалы, дневное малаховское ток-шоу на актуальные темы, даже развлекаловка была изящнее, чем у главного конкурента. "Первый" позволил "России" догнать себя по рейтингам, хотя его продюсеры спокойно могли этого не делать. Но попытались поднять зрителя на более высокий уровень, за что каналу отдельное спасибо. Что касается политвещания, то Познер и Сорокина уже сами по себе большие плюсы. Только ВВП легко умеет проскользнуть между любыми струйками, а Светлана, как тот сказочный соловей, в неволе не поет. Вот и вся разница. (Зато г-н Соловьев в клетке выводит рулады с большим удовольствием.)

Плюс "России" в показе нового фильма Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн", который больше говорит о чеченской войне, чем все демократические воззвания. Плюс - Михаил Жванецкий, свободный и независимый человек, несмотря на его когда-то высказанное желание полюбить эту власть. Плюс - страстные фильмы Сванидзе, да и вообще вся документалка на канале "Россия". По-прежнему плюс каналу "Культура" и его программному наполнению.

И конечно же Марианна Максимовская, очень достойно, но неброско делающая свое дело. Хороша она не только за то, что не ходит строем. Просто "Неделя" - очень качественная программа сама по себе.

Ну а самый большой плюс - создание каналов "Звезда" и Russia Today. Наша пиар-власть думает прежде всего о том, как она выглядит в "ящике". Ну так мы и не сомневались.

Сергей Варшавчик, "Независимая газета": "Реформа ВГТРК оставила многих тележурналистов без работы"

1. Сериалы "Штрафбат" ("Россия") и "Гибель империи" ("Первый канал"), документальный фильм Алексея Поборцева "По ту сторону войны" (НТВ) - практически единственное обращение отечественного ТВ к теме 10-летия начала первой чеченской войны, блестящие «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе ("Россия"), замечательный актер и режиссер Сергей Юрский, чье 70-летие достойно отметил канал "Культура".

2. Появление зоологического антисемита Альберта Макашова - человека, которому нормальные люди не подают руки, - в программе "К барьеру!" (НТВ); заказной выпуск программы "Чистосердечное признание" о Ходорковском (НТВ), создатели коей стыдливо убрали свои фамилии из финальных титров; объявление о запуске Кремлем и РИА "Новости" имиджевого англоязычного канала Russia Today - непонятно на кого рассчитанного, поскольку иностранцы вполне доверяют СNN и BBC, лобовой агитпроп образца 1999 года госканалов во время президентских выборов на Украине, из которого, впрочем, ничего не вышло; "самопальный" сериал "Человек войны" (НТВ); реорганизация ВГТРК, в результате коей множество региональных тележурналистов остались без работы, а зрители без детских и образовательных программ. А также хамоватый альтист Юрий Башмет, заявивший в программе "К барьеру!", что "наконец-то открылась форточка и журналистам дали сапогом по морде!", и пафосный замгенпрокурора Владимир Ильич Колесников, выступивший в другой соловьевской передаче - "Воскресный вечер" - с целым манифестом контрреформистских сил страны.

Елена Афанасьева, "Эхо Москвы": "Если не сократить юмор, то о нормальном развитии телепроцесса придется забыть"

1-2. Случившийся в сентябре раскол "Медиа Комитета", так и не сумевшего провести цивилизованный выбор телеизмерителя, стал Рубиконом, за которым начавшее было складываться профессиональное сообщество перестало восприниматься корпорацией, способной принимать самостоятельные и согласованные, а не спущенные сверху решения. Определение, высказанное одним из основных телеруководителей: "Живем, окуклившись", в отношении себя и своих корпораций в разных формулировках повторяли все его коллеги-конкуренты. Процесс принятия решений окончательно вернулся в подковерную плоскость.

С творческой составляющей сезон был тупиковым. Вместо прорывов и тенденций, способных определять будущее развитие ТВ, случались отдельные очень качественные, но абсолютно отдельные проекты: сериалы "Штрафбат" ("Россия"), "Гибель империи", "Диверсант", "Дети Арбата" ("Первый"), проект "Исторические хроники с Николаем Сванидзе" ("Россия"), документальный канал "Новый день" ("Первый"), первый качественный отечественный ситком "Моя прекрасная няня" (СТС-АМEDIA).

В абсолютном (с точки зрения не рейтинга, а развития ТВ) минусе сезона тотальное наступление отечественного стосерийного "мыла" и бесконечные кривые зеркала. Повторю то, о чем уже писала: если руководители крупнейших каналов - в первую очередь "Первого" и "России" - не договорятся о паритетном сокращении количества юмористических программ в эфире, то о нормальном развитии телевизионного процесса придется надолго забыть. Зрительское сознание, взращенное на аншлагах и кармелитах, качественное телевидение воспринимать просто не сможет.
Комментарии
Прямой эфир