Конституционный суд осложнил жизнь милиции и прокуратуре
Теперь существующий порядок, согласно которому в делах о клевете, оскорблении и нанесении нетяжких телесных повреждений потерпевший сам должен был искать обвиняемого и изобличать его в ходе судебного процесса, признан неконституционным.
- Конечно, как правило, человек не знает, кто его побил на улице, так что решение хорошее, разумное, - заявила представитель проигравшей стороны (УПК принимала Госдума) полномочный представитель нижней палаты парламента в КС Елена Мизулина.
И пояснила, почему в УПК оказались нормы, очевидно нарушающие права граждан: "Из-за того, что во время работы прошлого состава Думы поправки к Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы готовили разные группы экспертов, произошла ошибка: в дела частного обвинения попали дела о преступлениях, связанных с побоями и истязаниями, совершенными из хулиганских побуждений".
В результате ошибки разработчиков и головотяпства остальной части депутатского корпуса абсурдные положения УПК отравили жизнь многим россиянам. Например, обратившемуся в КС жителю Мурманска, которого "избил неизвестный мужчина". В прокуратуре потерпевший ничего не добился. Ему отказали в возбуждении уголовного дела на том основании, что УПК "предусматривает право, а не обязанность прокурора возбуждать уголовные дела частного обвинения" (обида, клевета, нанесение легких ран и увечий, кража и мошенничество между супругами, родителями и детьми). А в суде, опять-таки ссылаясь на УПК, побитому мурманчанину предложили самому установить личность драчуна - только тогда его заявление примут к рассмотрению.
Скольким россиянам было таким образом отказано в праве на защиту - неизвестно, но правозащитники говорят о "тысячах случаев". Еще больше тех граждан, кто, прослышав про узаконенное безразличие к их проблемам со стороны правоохранительных органов, предпочел либо забыть про свою обиду, либо наказать виновника более доступным методом - например, при помощи знакомых "братков".
Самое удивительное в этой истории то, что правоохранители продолжают настаивать на своем праве на бесчувствие. В Думе, пусть и с опозданием, но признали свою ошибку и даже уже приняли в первом чтении поправки, возвращающие в УПК справедливость. Однако Генпрокуратура тут же предложила исключить из законопроекта норму, обязывающую ее возбуждать уголовные дела, когда "потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным не зависящим от него причинам не может самостоятельно осуществить обвинение" (например, когда он не знает, кто его избил).
- Решение КС поможет нам отстоять свою позицию перед прокуратурой, - считает Мизулина. - Они могут не соглашаться с нами, но вердикт КС станет очень сильным аргументом.