"Вопиющая диверсия против России"

Начальник управления Генпрокуратуры в ЮФО Николай Хазиков, лично возглавивший оперативно-следственную группу, заявил, что дело возбуждено по двум статьям: 126 ("Похищение людей") и 163 ("Вымогательство"). И уточнил, что по состоянию на 22 июня никто из лиц, причастных к событиям в Бороздиновской, не задержан, а сообщение о том, что найдены сгоревшие останки пропавших без вести лиц, не соответствует действительности.
Последнее заявление вызывает недоумение. По словам бороздиновцев, после «зачистки» в сгоревшем и разрушенном доме их односельчанина Магомедова они нашли останки нескольких мужчин. Сразу предположили, что это их пропавшие без вести земляки. Останки собрали в пакеты и затем передали милиционерам Шелковского района, те отвезли их в районную прокуратуру. Затем следы останков теряются. По крайней мере бороздиновцы еще три дня назад не могли толком сказать, где они находятся: то ли в Моздоке в холодильнике, то ли в Ростове - на экспертизе.
«Известиям» удалось "найти" эти останки.
- Честно говоря, это тайна предварительного следствия. Но в принципе останки существуют, - заявил "Известиям" сотрудник прокуратуры Шелковского района. - Пока мы точно не можем сказать - это останки одного человека или нескольких. Они в Ханкале, в военной прокуратуре ОГВС, которая ведет это уголовное дело.
- Беженцы говорили, что на всякий случай оставили кое-что из останков у себя: мало ли что - украдут, потеряются...
- Да, мы встречались со старейшинами, нам пообещали принести еще один пакетик.
Владимир Калита, первый зам военного прокурора ОГВС, отказался говорить про останки: «У нас и без этого тут такое». Такое - это, очевидно, полпред президента России в ЮФО Дмитрий Козак, который приехал в Грозный, где на территории 46-й бригады Внутренних войск МВД РФ сначала провел совещание с руководством Чечни и силовиками, а затем встретился с родственниками пропавших без вести жителей Бороздиновской.
- Если мы начнем массовое переселение людей из одного региона в другой по этническому признаку, Северный Кавказ сгорит, - сказал Дмитрий Козак. - Если есть хотя бы доля правды в том, что говорят жители Бороздиновской, то это вопиющая диверсия против России, Чеченской Республики и Дагестана.
Условное наклонение, прозвучавшее в выступлении полпреда, обернулось вполне безусловной отставкой. Почти сразу же после окончания встречи с родственниками пропавших без вести президент Чечни Алу Алханов отправил в отставку главу администрации Шелковского района Хусейна Нутаева. Хотя в чем провинился глава района, не очень понятно. Если на вверенной тебе территории бесчинствуют неподконтрольные тебе силовые структуры, а обезумевшие от испуга земляки бегут на территорию, сопредельную твоей, то это не вина чиновника, это - беда.
Впрочем, очевидно, что Нутаев - не единственный, кто ответит за Бороздиновскую.
- Будут приняты кадровые и иные решения в отношении лиц, которые несут прямую или косвенную ответственность за случившееся в Бороздиновской, - заявил Дмитрий Козак.
Если кадровая "зачистка" коснется командования батальона "Восток" спецназа ГРУ, который, по свидетельствам очевидцев, и проводил "зачистку" в Бороздиновской, это может обернуться серьезными проблемами для федеральных властей. Куда денутся бойцы батальона в случае его расформирования, предсказать не берется никто. Как бы то ни было, расформирование батальона "Восток" будет на руку Рамзану Кадырову, для которого Сулим Ямадаев с его батальоном давно был нежелательным соперником в борьбе за влияние в республике.
Тем временем в лагере беженцев ничего не изменилось. Помощь бороздиновцам оказывают только их родственники, кизлярские земляки и некоторые влиятельные оппозиционеры. К примеру, глава Хасавюрта Сайгитпаша Умаханов и депутат Госдумы Гаджи Махачев, которые помогают продуктами и медикаментами. Официальная Махачкала, похоже, действительно решила беженцам не помогать. По крайней мере за те пять дней, что прошли с момента их бегства из Чечни, никто не попытался хоть сколько-нибудь осмысленно благоустроить полевую жизнь станичников. Все те же дощатые сортиры, все те же палатки, похожие на будки для крупных собак. Сегодня из лагеря с подозрением на инфекционное заболевание увезли в больницу малолетнего ребенка. Возможно, в Махачкале считают, что без их помощи беженцы быстрее "рассосутся" по родственникам или вернутся в Чечню.