Эннио Морриконе: "Пазолини постеснялся показывать мне свой фильм"
известия: Сколько все-таки точно саундтреков вы сочинили? В одних энциклопедиях называют цифру 400, в других - более 500.
Эннио Морриконе: Точную цифру я вам тоже не назову. Но второй вариант ближе к истине: чуть меньше 500.
известия: Бывали ли среди них откровенные неудачи? Вот, говорят, вам не понравились "120 дней Содома" Пазолини и собственная музыка к нему.
Морриконе: На самом деле там произошла вот какая история. Пазолини не захотел показать мне свой фильм - то ли устыдился, то ли постеснялся. Только попросил написать одно довольно сложное сочинение для фортепиано. Оказалось, что в фильме эту музыку играет женщина, которая потом бросается из окна. Кроме нее, там есть эстрадные песни тех лет, в том числе и мои, некоторые из них не очень хорошо оркестрованы. Что тут скажешь... Я остался недоволен, но просьбу Пазолини все-таки выполнил.
известия: Все-таки удивительно, что ни один из ваших знаменитых саундтреков так и не получил "Оскара". Вас это задевает?
Морриконе: Для меня это никогда не было проблемой. Знаете, недавно опубликовали список всех тех, кто, как и я, не получил ни одного "Оскара". Среди них есть, к примеру, Орсон Уэллс - великий кинорежиссер, один из самых знаменитых в XX веке. Так что, выходит, я в хорошей компании.
известия: Как получилось, что вы так близко сошлись именно с Серджио Леоне?
Морриконе: С Серджио меня объединила настоящая, очень сильная дружба. Мы очень доверяли друг другу, наши семьи дружили, мои дети дружили с его детьми. Впрочем, если говорить о работе, нас прежде всего объединял профессиональный подход к делу.
известия: С кем, кроме Леоне, вам было особенно приятно работать?
Морриконе: Я бы назвал Джилло Понтекорво, Джулиано Монталдо, Джузеппе Торнаторе. С ними было интересно. Главное - мы мыслили одинаково и мировоззрение у нас было схожим.
известия: Что вы думаете о собственном влиянии на рок-н-ролл и поп-музыку? В числе артистов, на которых вы повлияли, часто называют Джона Барри, The Ventures, The Shadows и добрую половину лаунж-исполнителей 90-х.
Морриконе: Я полагаю... что им понравился контраст между простотой мелодического и гармоничного начала моей музыки и сложностью оркестровки.
известия: Жутко интересно, как вы относитесь к современным интерпретациям ваших работ. Вам понравился альбом-посвящение Джона Зорна "The Big Gundown"? А сборник ремиксов "Morricone rmx"?
Морриконе: Лично я считаю все переработки такого рода просто коммерческими проектами. Они эксплуатируют любимые и узнаваемые публикой мелодии, больше ничего. Но в общем-то я ничего не имею против такого рода ремиксов. Главное, чтобы там не было халтуры. Непрофессионалов я не люблю. Любая работа, неважно, электроника это или что-то еще, должна быть выполнена качественно.
известия: Специфика работы кинокомпозитора за последнее время как-то изменилась?
Морриконе: Для меня не изменилось решительно ничего. Вот уже много лет я действую по одному и тому же плану. Перед тем как начать сочинять, читаю сценарий, долго разговариваю с режиссером, присматриваюсь, потом выдаю ему какие-то свои соображения. При этом, чем меньше режиссер высказывает пожеланий, тем лучше. Конечно, это не значит, что я пишу музыку без его согласия. Все-таки это его фильм, а не мой.
известия: Есть ли киножанры, для которых вам особенно комфортно и легко сочинять?
Морриконе: Я писал музыку для самых разных фильмов. Триллеры, фильмы ужасов, мелодрамы... Любимых жанров нет. И чем чаще они меняются, тем лучше - в одном и том же жанре работать неинтересно.
известия: Что вы сыграете в Кремле?
Морриконе: Могу лишь сказать, что это будет особенная программа, я подбирал ее специально для русской аудитории. Приложу все усилия, чтобы вы этот концерт запомнили надолго.