Он пожелал успеха перестройке

"Моя дочь вышла замуж за англичанина. Мы решили съездить к ней в гости. Но билет на поезд стоит теперь в 2 раза дороже. Обменный курс вырос в 10 раз, за 200 фунтов надо заплатить 2000 рублей. Итого наша более чем скромная поездка обошлась бы нам в пять тысяч. Отказались. Почему в свои 53 года я должна чувствовать себя нищей и у себя в стране, и за рубежом?.."
"Наш сын и его жена - военнослужащие, их часть - в Азербайджане. В связи с событиями в Азербайджане к нам эвакуировали их дочь. Но ничего не можем ей купить: она беженка без родителей. Неужели родители должны бросить службу? Надо продумать все, что связано с положением беженцев. Ведь сейчас их уже десятки тысяч".
Сейчас - это в 1990 году. Письма - из тогдашней известинской почты. Перестройка породила массу новых проблем, госаппарат с ними не справляется, и вся надежда на дальнейшее углубление перестройки - такой вот замкнутый круг. Потому перестройке тогда все желали успеха. В том числе и подзабытый ныне немец ГансУльрих Шнайдер. По крайней мере сам он это утверждал.
"Как уже сообщалось, неопознанный легкомоторный самолет нарушил со стороны Турции воздушную границу СССР и беспрепятственно вернулся в соседнюю страну..."
Скандал был не столь громок, как знаменитая история с Матиасом Рустом (1987), но унизителен самим фактом повтора. Что ж выходит - авантюра немецкого пижона, посадившего "Сессну" прямо на Красной площади, и как раз в День пограничника, не стала уроком? "Известия" тогда несколько раз возвращались к "батумскому инциденту", уточняя новые подробности и анализируя их. Вот выдержки из публикаций.
Итак, 9 июня, "в 14.30 по московскому времени в аэропорту г. Батуми приземлился легкомоторный спортивный самолет. Буквально через 30-40 секунд машина взлетела в сторону советско-турецкой границы. Ее пилот оставил на взлетно-посадочной полосе пакет с посланием и букет цветов. Как сообщили в КГБ Аджарии, послание написано по-немецки. В нем выражено доброе пожелание президенту СССР, поддержка его политики перестройки и просьба не расценивать поступок как хулиганскую выходку". "Посадку совершил некий гражданин ФРГ Ганс Ульрих Шнайдер". "Шнайдер - фотограф. Сфера его деятельности - Ближний Восток, а точнее, Ирак и Иран. Он уже неоднократно проводил съемки на территории этих стран, в местах, куда обычно добираются на небольшом самолете". "Его полет напоминал полет шмеля в летний день. Взлетев из Трабзона, Шнайдер решил заглянуть в Батуми. Затем он направился на восток к Ирану, а там свернул на юго-запад и совершил посадку в турецком Ване". "Лишь вечером 11 июля Министерство обороны распространило сообщение. Подтвердив, что самолет нарушил воздушное пространство СССР на малой высоте, вне зоны видимости ПВО, Минобороны заявило, что "характер полета не оставляет сомнений в его провокационных целях" (...) "Из-за быстротечности инцидента, следует из заявления, средства ПВО "не вступали в действие". Переводя на общепонятный язык - не успели, прохлопали. Чего не скажешь о пограничниках, обстрелявших самолет на его обратном пути из стрелкового оружия". "В Ване провели обследование самолета, но следов обстрела обнаружить не удалось". "После получения разрешения пилот перелетел в Иран".
"Что это - розыгрыш? (...) Слава богу, хватило очередному Русту такта не сесть на военный аэродром!"