Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Валентин Черных: "Если бы фильм Хржановского был в конкурсе ММКФ, он получил бы приз"

Председателем жюри основного конкурса Московского кинофестиваля стал Валентин Черных, автор сценариев к фильмам "Москва слезам не верит" и "Свои". - , конечно, смутился, когда мне предложили стать председателем жюри, но, в отличие от многих моих коллег, я хорошо отношусь к Никите Михалкову и не вижу повода отказывать ему в просьбе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Председателем жюри основного конкурса Московского кинофестиваля стал Валентин Черных, автор сценариев к фильмам "Москва слезам не верит" и "Свои". С Валентином Черных побеседовала корреспондент "Известий" Анна Федина.

известия: Как вы оказались председателем Большого жюри?

Валентин Черных: На Московском кинофестивале то ли существует такая традиция, то ли его руководство только собирается ее учредить: во всяком случае, мне объяснили, что победитель прошлогоднего конкурса должен возглавить жюри нынешнего (в прошлом году на ММКФ победил фильм "Свои". - "Известия"). Я, конечно, смутился, когда мне предложили стать председателем жюри, но, в отличие от многих моих коллег, я хорошо отношусь к Никите Михалкову и не вижу повода отказывать ему в просьбе.

известия: Груз ответственности чувствуете?

Черных: Нет. Не вижу смысла переживать: все равно обязательно кто-нибудь окажется обижен. Я как-то был председателем жюри на фестивале документального кино, и приз мы дали не маститому режиссеру, а той работе, которая нам понравилась. Так некоторые участники того конкурса до сих пор со мной не разговаривают.

известия: Вы демократ? Жюри будет коллегиально принимать решение?

Черных: Нет, не демократ. Так что свою точку зрения отстаивать буду.

известия: По каким критериям собираетесь судить?

Черных: Исключительно профессионализм. Если актеры хорошо играют, камера - работает и режиссура - тоже на уровне, то сразу все становится понятно. Можно даже фильм не досматривать.

известия: Вы могли бы дать приз экспериментальному фильму или предпочитаете классику?

Черных: Я по натуре консерватор. То есть предпочитаю определенный тип женщин, определенную породу собак. И когда гулял со своей собакой, то обязательно шел одной и той же дорогой. Но к кино мои пристрастия не имеют отношения. Например, если бы фильм "4" Ильи Хржановского был в конкурсе Московского фестиваля, он наверняка получил бы приз. Может быть, не главный, но приз. Потому что кино любопытное. Особенно первая часть.

известия: Вы работали с разными режиссерами. Кто был наиболее гуманен к сценаристу?

Черных: Виталий Мельников не изменил ни реплики в сценарии к фильму "Выйти замуж за капитана", но так снял фильм, что я даже не сразу узнал собственные слова.

известия: Огорчаетесь, когда изменения в сценарий вносят?

Черных: Да не то слово. Вот сейчас сериал был "Тамбовская волчица", я уж и не знаю, в суд на них подавать, что ли?

известия: Вы предпочитаете писать сценарии по собственным произведениям. Но недавно сделали экранизацию "Детей Арбата". Что удобнее: собственное произведение перерабатывать или чужое?

Черных: Свое, конечно, удобнее. Но можно и чужое. Главное - чтобы первоисточник не был слишком сильным. То есть экранизировать "Идиота" я бы не хотел. А в "Детей Арбата" легко можно было вложить кусочек себя.

Почудили всласть

В конкурсе ММКФ - "Хроники обыкновенного безумия"
Петр Зеленка - самый знаменитый представитель нового поколения чешского кинематографа, чьи фильмы "Пуговичники" и "Год дьявола" получили множество национальных наград, - привез в Москву экранизацию собственной популярной пьесы "Хроники обыкновенного безумия".

Петр Зеленка снял комедию абсурда о молодом человеке Петре (Иван Троян), очень похожем на невыспавшегося Ефима Шифрина, который, чтобы вернуть любимую, собирается заняться черной магией, но вместо пряди волос девушки вырезает приличный кусок из шевелюры ее тети; а также о родителях героя, папа которого - бывший диктор радио, торжественным голосом объявлявший о готовности колхозников к сбору урожая, - сконцентрировал все свое внимание на пузырях, которые медленно выползают из горлышка пивной бутылки, в то время как идейная мамаша литрами отправляет свою кровь жертвам природных катаклизмов и политических кризисов.

Вся эта чушь настолько мила и трогательна, что первые же сцены "Хроник обыкновенного безумия" напоминают: Чехия и территориально, и ментально нам гораздо ближе, нежели Голливуд, в избытке поставляющий комедийную продукцию, которая может вызвать у зрителя смех, но заставить его сопереживать уже не способна. Странные герои Петра Зеленки вызывают не только сочувствие, но и легкую зависть: они могут позволить себе роскошь чудить в свое удовольствие, никому при этом не принося вреда, потому что их легкое умопомешательство абсолютно безобидно.

Это же прекрасно, когда мужчина через весь город едет к любимой на грузоподъемнике либо заколачивает себя в ящик для авиаперевозок и просит доставить девушке неожиданную посылку, или когда, казалось бы, впавший в глубокий маразм пенсионер, окрыленный случайным разговором по телефону, тащит с собой в кафе телефонный аппарат, чтобы там в спокойной обстановке снова набрать номер незнакомки и просто узнать, все ли у нее в порядке.

Значительную часть бюджета "Хроник обыкновенного безумия" составил денежный приз, который Петр Зеленка получил за фильм "Год дьявола" на фестивале "Дух огня" в Ханты-Мансийске. Организаторы смотра могут быть довольны: деньги потрачены не зря.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...