Доноров бесплатно кормят и повышают по службе
Для подобной акции Российская детская клиническая больница (РДКБ) была выбрана не случайно. Здесь лежат дети, страдающие лейкозами, апластическими анемиями и другими заболеваниями крови. Им ежедневно нужны переливания донорских тромбоцитов - клеток крови, останавливающих кровотечения. Один-два дня отсрочки переливания тромбоцитов чревато гибелью ребенка. Летом обеспечить детей донорской кровью особенно сложно, так как в сезон отпусков многие доноры разъезжаются из Москвы.
По данным руководителя гематологической клиники Гематологического научного центра РАМН Валерия Савченко, сейчас из десяти людей с онкологическими заболеваниями крови в нашей стране достаточную помощь получает только один. А для того чтобы спасти, например, больного миелоидным лейкозом, при традиционных техниках забора крови нужно от 100 до 200 доноров, при самых современных методиках - 20.
- Не так давно в реанимацию РДКБ попал ребенок, которому срочно надо было перелить дозу тромбоцитов, - рассказала "Известиям" координатор группы "Доноры - детям" Екатерина Чистякова, которая вместе с сетью ресторанов "Дрова" придумала акцию "Стань донором - отобедай в "Дровах". - Мама во время поисков крови выяснила, что в больницах столицы в данный момент есть всего 2 дозы. Малышу повезло, но ведь их могло бы и не оказаться. После этого говорить о цене одной дозы, а она стоит примерно 400-500 рублей, вообще кощунственно. Но ведь родителям надо где-то взять эти деньги!
По условиям акции ресторана "Дрова", все безвозмездные доноры, сдавшие тромбоциты в отделении переливания крови РДКБ с 1 июня по 31 августа, получат купон, дающий право на бизнес-ланч в одном из ресторанов сети до 15 сентября.
- Пока ко мне обратились только три человека, - рассказала "Известиям" Екатерина Чистякова. - За лето, думаю, наберется человек 10-15 - и это уже неплохо. Процедура сдачи крови на тромбоциты занимает примерно полтора часа - это многих отпугивает.
В ресторане "Дрова" на Мясницкой улице людей с купонами на бесплатный бизнес-ланч пока не видели.
- Мы готовы безвозмездных доноров кормить в любое время, - рассказал "Известиям" администратор ресторана Ольга Овчинникова. - В бизнес-ланч входит суп дня, второе блюдо на выбор, чай или минеральная вода.
Одна из сетей столичных гипермаркетов "Мосмарт" проводит акцию "Кровь спасает их жизни. Присоединяйтесь" исключительно безвозмездно и только среди своих сотрудников. Сразу же выяснилось, что донорство современных москвичей пугает.
- Люди думают, что, сдавая кровь, можно заразиться, - рассказывает Наталья Оразова, отвечающая за корпоративную программу донорства. - Кто-то считает, что донорство - удел сильных, физически развитых мужчин. Я и сама раньше так думала. Теперь стараюсь доказать нашим сотрудникам, что это не так.
Своим главным ноу-хау в разработке корпоративной программы сотрудники компании считают адресный принцип донорской помощи: работа ведется только с одним учреждением - РДКБ. При этом каждый донор не только знает, какому именно ребенку, страдающему онкологическим заболеванием крови, он помогает. На специальной информационной доске в каждом супермаркете есть фотографии детей, остро нуждающихся в переливании тромбоцитарной массы, выделяемой из крови донора.
- Решаются сразу две проблемы, связанные с возможностью передачи с донорской кровью различных заболеваний, - считает Валерий Савченко. - Во-первых, эти люди сдают кровь бесплатно, поэтому у них нет мотивов скрывать свои болезни, как это бывает у платных доноров. Во-вторых, при корпоративном донорстве постепенно формируется пул постоянных доноров. Это тоже очень важно с точки зрения безопасности. Ведь человека, сдавшего кровь, всегда можно найти и в случае необходимости провести дополнительные анализы.
- Пока наплыва доноров мы не заметили, но ведь акция только началась, - рассказали "Известиям" в отделении переливания крови РДКБ. - Первые итоги можно будет подвести в конце июня.
Специалисты считают, что нужно развивать и другие формы корпоративного донорства. Например, приглашать врачей из центров забора крови на предприятия.
- Сейчас у нашего и других центров есть возможность делать такие выезды несколько раз в год и на этой основе наладить постоянное сотрудничество, - говорит директор Центра крови Федерального медико-биологического агентства РФ Евгений Жибурт. - До сих пор мы выезжали в основном на оборонные и охранные предприятия: военные, как правило, охотно становятся донорами. Но если такая инициатива будет идти от частных компаний, мы будем только "за".
"Стоп! Нехватка крови! Сдай сейчас!"
В России втрое меньше доноров, чем в США. При этом в подобных акциях участвуют многие компании. За сдачу крови донор может получить купон на обед в ресторане, бесплатный билет на футбольный матч, в кино или на концерт или бесплатную стрижку. Донорство поддерживают сетевые рестораны, спортивные клубы, автомобильные компании, предоставляющие донорам бесплатный техосмотр машины и смену масла, туристические компании. Одним из главных спонсоров Банка крови города Сан-Диего является местная команда по американскому футболу. Для доноров, сдающих кровь три и более раз в год, существует так называемый "Золотой" клуб. А для тех, кто сдал кровь больше восьми раз, - клуб "Галлон". Летом и в праздники, когда поток доноров резко снижается, по городу развешивают плакаты, на которых нарисован стоп-сигнал и красными буквами написано: "Стоп! Нехватка крови! Сдай сейчас!"