Команда "Воздух!"
Честные попытки москвичей выбраться в скверы, парки и сады и хотя бы пару часов погулять уже не первое лето маскируются под фестивали актуального искусства, музыкальные пикники и джазовые субботники, и омрачить их не может ничто: ни внезапные дожди, ни отсутствующие хедлайнеры, ни зверства ОМОНа, который традиционно и с чувством лупит именно тех, кого вроде бы должен охранять. На концерте Faithless, по счастью, все сошлось: и погода, и общее настроение, разве что очередь в сад была подлиннее иных пробок на Тверском бульваре. Отстояв положенное, зрители были вознаграждены особенно замечательным образом: вместо обычного для Москвы варианта "два человека и ноутбук" группа приехала в полном составе - с барабанщиком, гитаристом и прочими радостями. Вместе они устроили то, за что Faithless традиционно зовут на гигантские и важные фестивали: крепко сыгранный стадионный хаус с энергичной читкой, не скатывающийся в заумь или, напротив, клубную пошлость. Вокалист Макси Джазз оказался похож на чернокожего Майка Стайпа или, скажем, Евгения Федорова: высокий породистый мужчина с вытянутым лицом и отменными манерами, который заставил публику скакать на манер обезьян все полтора часа.
Примерно того же стоило ожидать днем позже на фестивале Nokialab, что в очередной раз провели на Болотной площади. На пятачок между кинотеатром "Ударник" и скульптурой Шемякина, бичующей пороки, обещал подъехать Roots Manuva - важнейший британский рэппер, у которого как раз в этом году вышел новый альбом. На прошлогоднем барселонском фестивале нового искусства "Сонар" он легко держал в напряжении и небольшой клуб, и гигантский ангар размером с "Олимпийский", а Nokialab как раз и стремится быть чем-то вроде неавторизованного московского филиала "Сонара" - с видеоартом и актуальной электроникой. К сожалению, Roots Manuva все же не доехал - один из его музыкантов днем раньше попал в аварию, и программа фестиваля несколько провисла. Важному электронному деятелю Howie B (тому, что продюсировал альбомы U2, Бьорк и Les Negresses Vertes) пришлось играть гораздо дольше, и играл он какую-то малоинтересную танцевальную чепуху. Зато всех совершенно сразила молодая англичанка Lady Sovereign, представительница моднейшего стиля «грайм», приехавшая ровно в тот момент, когда пресса уже шумит, а дебютный альбом еще на подходе. Грайм - это примерно как читать рэп под аккомпанемент игровой приставки Sega Megadrive: попискивающий, сбивчивый ритм, поверх которого в режиме sms несутся отрывистые тексты про "Адидас", Лондон, клаббинг, уличную моду и подпольные танцы. Lady Sovereign оказалась вертлявой девицей с хвостиком и в спортивном костюме, которая беспрестанно хихикала, кричала "Водка!" и тарахтела так замечательно, что практически всем присутствующим только она в сущности и запомнилась - ни Howie B, ни оперативно снятые с какого-то экстрим-фестиваля немецкие рэпперы, призванные заткнуть дыру на месте отсутствующего Roots Manuva, с ней сравниться так и не смогли. Очарования фестиваля это, впрочем, совершенно не испортило: ведь для его успеха требовалось лишь отсутствие дождя.
Ровно на том же держался и традиционный джазовый слет, занявший на два дня территорию Архангельского. Стремиться поспеть за обширной культурной программой (лучшие наши джазмены, кое-какие гости и множество друзей с сопутствующих музыкальных территорий) не имело совершенно никакого смысла: как и раньше, лучшим способом было просто бродить по траве, то и дело натыкаясь на какую-нибудь очередную сцену с Шилклопером, Гараняном или Герасимовым, рассуждать о том, чем Billy's Big Band отличается от обычного их концертного состава или просто сидеть в отдалении, прислушиваясь к доносящейся игре - неважно даже кого. Джаз на свежем воздухе имеет совершенно гипнотические свойства: способность критиковать и анализировать отказывает сразу. Все хороши, все без исключения.