"У Миши руки не оттуда растут, ему нельзя заниматься экспериментальной химией"

Выведенное громадными золотыми буквами "Российский химико-технологический университет имени Менделеева" на пузатом фасаде главного корпуса видно издалека. С советских времен Менделеевка почти не изменилась. Памятник создателю периодической таблицы в холле и петляющие рукава коридоров. "Кто из известных людей закончил ваш вуз?" - спрашиваю наугад у нескольких студентов, стайками сидящих на ступеньках лестницы. В ответ повисает пауза. Затем раздается несколько голосов: "Ходорковский точно".
17-летний Михаил Ходорковский поступил на инженерный химико-технологический факультет четверть века назад. Как рассказывают люди, знающие его, вуз он выбрал целенаправленно и твердо представлял себе, чем хочет заниматься в будущем. Еще учась в школе, Ходорковский что-то постоянно "взрывал" в своей лаборатории в подвале дома.
В Менделеевке он учился на отлично, но в аспирантуру не попал
- Ходорковский писал диплом под научным руководством профессора Александра Фогельзанга, - вспоминает проректор по учебной части Виктор Жилин. - Помню, его на совещании спрашивает ректор Геннадий Ягодин: "Почему не берешь Ходорковского в аспирантуру?". "У Миши руки не оттуда растут, ему нельзя заниматься экспериментальной химией", - ответил Фогельзанг. На что Ягодин изрек: "Если еврей Фогельзанг не берет еврея Ходорковского, значит, так и надо".
Альтернативой науке стал комсомол. Когда Ходорковский окончил институт, ему предложили на "профессиональной основе" стать заместителем секретаря институтского комитета комсомола. Еще во время учебы он был видным "общественником". Входил в комитет комсомола факультета. Каждое лето проводил в студенческих отрядах. "Бойцы" студотрядов МХТИ собирали овощи на полях подмосковных колхозов, работали на виноградниках в Молдавии и строили дома в Сибири. Михаил Ходорковский легко осилил все ступени "летней" карьеры - от бойца до командира стройотряда. Как выяснили "Известия", последний раз Ходорковский уехал "за туманом и за запахом тайги" буквально через несколько дней после рождения сына - в июне 1985 года. Увидел ребенка из окна роддома, передал своей жене и однокурснице Елене записку "Давай назовем Пашкой" и исчез до конца лета. Уехал командиром отряда куда-то на БАМ. По нынешним временам такой поступок вряд ли кто-то оценил бы, а тогда подобное проявление ответственности и чувства долга сочли бы примером для подражания.
В комсомоле второй половины 80-х только ленивый не занимался бизнесом. В 1987 году Михаил Ходорковский, уже будучи членом Свердловского районного комитета ВЛКСМ, вместе с Платоном Лебедевым и Сергеем Монаховым организовали Центр межотраслевых научно-технических программ (ЦМНТП). Через несколько месяцев они создают на его базе государственно-кооперативное объединение "Межотраслевые научно-технические программы" - "МЕНАТЕП".
- Они использовали научную базу института, но сами находили заказчиков, заключали договора и сами выполняли эту работу. Научными руководителями, конечно, были наши ученые, - рассказал "Известиям" Виктор Жилин и не без гордости добавил: - И вся команда, которая занималась этим здесь, - Ходорковский, Лебедев, Монахов - все впоследствии стали олигархами. Как видите, наша подготовка помогает стать олигархом.