Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Тележурналист Михаил Дегтярь: "Хорошее документальное кино из России чаще можно увидеть за границей"

В эфире телеканала ТВЦ завершился фестиваль "Настоящее документальное кино", в рамках которого в течение полугода были показаны 22 неигровых фильма региональных киностудий. Главный редактор Главной редакции специальных репортажей ТВЦ, автор и ведущий программы "Репортер" Михаил Дегтярь говорит, что темы, затронутые авторами фильмов, рассказавших о современной России, нетипичны для современного телевидения. Об этом он рассказал в интервью обозревателю "Известий" Евгению Кузину
0
Михаил Дегтярь говорит, что темы, затронутые авторами фильмов, нетипичны для современного телевидения
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В эфире телеканала ТВЦ завершился фестиваль "Настоящее документальное кино", в рамках которого в течение полугода были показаны 22 неигровых фильма региональных киностудий. Главный редактор Главной редакции специальных репортажей ТВЦ, автор и ведущий программы "Репортер" Михаил Дегтярь говорит, что темы, затронутые авторами фильмов, рассказавших о современной России, нетипичны для современного телевидения. Об этом он рассказал в интервью обозревателю "Известий" Евгению Кузину.

известия: Название фестиваля намеренно противопоставляет показанные ТВЦ документальные фильмы работам других каналов?

Михаил Дегтярь: Наша страна давно славится документальным кинематографом. Дзига Вертов, Михаил Ромм, Лев Кулешов - это просто боги для всего мира. К счастью, их традиции продолжают немало режиссеров, работающих в региональных киностудиях, но их фильмы сегодня чаще можно увидеть только за границей - по телевидению или на фестивалях. Название "Настоящее документальное кино" - это про них.

В противовес настоящей документалистике существует телевизионное неигровое кино, которое документальным не является. На нашем ТВ сейчас даже трехминутный репортаж принято называть фильмом, что вызывает смех у профессионалов. И дело не в продолжительности - есть примеры талантливых фильмов длиной в 60 секунд.

известия: Чем же настоящее кино отличается от телевизионного, как вы его называете?

Дегтярь: Телевидение скатилось на псевдоисторию - Сталин, Берия. Вообще тему Сталина и его окружения пора законодательно запретить на телевидении, потому что все уже рассказано сотни раз, и авторы начинают высасывать истории из пальца: какие были трусы у Калинина, любовницы у членов политбюро.

Наш фестиваль - ярчайшая альтернатива таким программам. Темы, которые были исследованы в фильмах на ТВЦ, никогда не поднимались на нашем ТВ. Жизнь реального человека из небольшого города или деревни в последнее время не интересует каналы. У нас же, наоборот, герой - простой человек. Мне иногда даже говорили о том, что мы показываем такую жизнь, что страшно становится. Неправда! Да, все герои живут бедно и плохо, но ни один из них не сломлен. Они продолжают ценить себя, мечтать, думать о прекрасном. Например, герой фильма «Давид» в 7 лет был угнан в Германию, прошел концлагеря, даже Освенцим, потом приехал в СССР, хотя его отговаривали, уже здесь попал в тюрьму, где просидел еще почти 30 лет. Из интервью Давида видно, что даже столь страшная жизнь не сломала его. Когда смотришь на таких людей, начинаешь гордиться за страну. Как бы кто ни относился к Олегу Попцову (президент ТВЦ. - «Известия»), но его заслуга в том, что он решился показать фильмы по телевидению. Я сразу предупредил Попцова, что рейтинг будет нулевым, но он понял, что фестивалем можно будет гордиться.

известия: Если рейтинг нулевой, значит, фильмы не увидели зрители?

Дегтярь: Я рад, что не оценил зрителя ТВЦ, который большим количеством публицистики приучен смотреть серьезные программы и размышлять. В итоге несколько фильмов фестиваля прошли с рейтингом 3%, что для ТВЦ очень хорошо, какие-то собрали 2% зрителей, а в среднем рейтинг фестиваля - 1,5%.

известия: Будет ли продолжение фестиваля в эфире ТВЦ?

Дегтярь: Мы сохраним субботнюю линейку документального кино под названием "Настоящее документальное кино", но это будет уже не фестиваль, а отдельные фильмы. Также мы будем рассказывать зрителю о том, что собой представляет этот жанр, для чего пригласим в студию критиков, режиссеров. Я думаю, что телевидение со временем вернется к шаблонам построения программ, которые существовали в советское время. Я жалею, что сейчас многое из того, что было наработано раньше, каналы потеряли. Прежде всего потеряли человека - крупные глаза сейчас не увидишь на телеэкране. Я говорю только о творческих подходах: форма, драматургия. Конечно, на новом уровне, с использованием современных технологий и съемки, и монтажа. Идеологически же телевидение не должно становиться советским ни в коем случае.
Комментарии
Прямой эфир