Мещанский суд затягивает оглашение приговора по делу "ЮКОСа"

Каланчевка третий день окрашена в мышиные цвета милицейской формы. Ее носителей у здания Мещанского суда по-прежнему в несколько раз больше, чем участников митинга и журналистов. Редакционное удостоверение первый раз требуют предъявить метров за 200 от входной двери, оттуда начинаются милицейские кордоны. Пройдя метров 100 по коридору из металлических заграждений, следует преодолеть следующий "пояс безопасности" - рамку-металлоискатель, после которой изучается содержимое сумок. Далее - целая толпа пишущих и снимающих коллег у последнего заграждения в непосредственной близости от таблички "Мещанской суд". Внутрь попадаем только через час ожидания. Судебный пристав начинает выкрикивать названия СМИ из списка за 15 минут до начала заседания.
- Практика допуска журналистов на заседание суда по спискам противоречит всем нормам демократии, - возмущается канадский адвокат Ходорковского и Лебедева Роберт Амстердам. - И вообще чтение приговора по полдня, как это происходит здесь, является нарушением Уголовно-процессуального кодекса РФ. Ничего подобного не было в международной практике, такая ситуация возможна лишь в России.
Три часа вчерашнего заседания (с двумя пятнадцатиминутными перерывами) судьи Ирина Колесникова и Елена Клинкова поочередно зачитывали около десятка финансовых документов и показаний свидетелей о событиях 1995-1996 гг. В этот период, по мнению суда, под руководством Ходорковского был разработан и осуществлен план мошеннических действий, направленных на хищение 44% акций столичного НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам имени профессора Я.В. Самойлова (НИИУФ).
- Звучит такое большое количество слов, которые совсем не имеют отношения к приговору, - поделился в перерыве своими впечатлениями с "Известиями" двоюродный брат Михаила Ходорковского, адвокат из Харькова Юрий Артамонов. - Уже дважды был зачитан устав коммерческого банка "МЕНАТЕП", по нескольку раз перечисляются фамилии его сотрудников, но ни разу не прозвучало, что Ходорковский и Лебедев отдавали какие-либо приказы и ставили свои подписи под документами. Идет их "механическая привязка" к ситуации с НИИУФ.
- Я в шоке. Это не суд. Это настоящая расправа, - адвокат Юрий Шмидт в среду был очень категоричен. - Такого искажения показаний свидетелей и собственно фактов в судах не было за все постперестроечное время.
- Зачем вообще нужно было проводить судебное следствие, если суд полностью перепечатал обвинительное заключение прокуратуры? - недоумевала адвокат Лебедева Елена Липцнер. - Защита представляла доказательства, свидетельствующие о внесении денежных средств за акции НИИУФ, в действиях наших подзащитных нет состава преступления. Но в приговоре сегодня прозвучало, что этот 44%-ный пакет акций был получен ими безвозмездно.
Недоумение читалось и на лицах самих подсудимых во время оглашения приговора. Платон Лебедев нервно усмехался всякий раз, когда в судейской лексике мелькали фразы "путем обманного завладения", "использовали в качестве орудия преступления". А Михаил Ходорковский, кивнув в сторону судей, тихо сказал своей матери Марине Филипповне, сидящей в метре от "клетки": " Я ничего не понимаю - о чем говорят эти женщины?"
В четверг оглашение приговора по делу "ЮКОСа" продолжится.
Лариса Каллиома
Пикетчикам Мещанского суда в среду было жарко и скучно. Они пришли сюда в третий раз, разобрали плакаты и выстроились в шеренгу вдоль Каланчевской. Разнообразие выразилось только в новых транспарантах. На самом большом красным по черному было выведено: "Ходорковский! Твои деньги пахнут кровью!"
Стоять людям трудно, многие почтенного возраста, присаживаются по очереди на маленькую табуретку. Воды у них мало, стоят на палящем солнце, благо хоть организаторы время от времени выводят в туалет. Стоять им еще два дня. "Ну, понимаете, попросили... - говорит пенсионер Владимир. - Вот стоим тут. Жена ругается, все-таки я после инфаркта. Не то чтобы я душой и сердцем одобрял эти лозунги, но приходится - общественная работа. Такое у нас поколение..."
Милиции и ОМОНа все так же много. Оцеплены суд и весь прилежащий район. Даже сторонников суда пускают не сразу. Женщины у милицейского кордона просят журналистов: "Позовите кого-нибудь из Нагатинской управы! Мы из Нагатина!" "Дураки они, - говорит Игорь из оцепления ОМОНа. - Был бы на гражданке, в жизни б не пришел. А он молодец чувак, он семью обеспечил".
Сторонники Ходорковского топчутся возле заграждений. Говорят, что двоих только что увезла милиция. Один был в футболке "Свободу МБХ!", другой держал плакат "Свободу Ходорковскому, Лебедеву и Крайнову!" Людмила Зубенко и теперь держит портрет Ходорковского так, чтобы его было видно из проезжающих машин, но милиция ее не трогает. "Я не хочу, чтобы был государственный беспредел!" - волнуется она. Людмила Любомудрова подставляет свой плакат под телекамеры - на нем Ходорковский за решеткой и подпись "Гордость российского бизнеса". "Ребята! Кто за Ходорковского, приходи завтра с белыми плакатами!" - кричит она. Предприниматели Константин и Вадим обещают быть: "Чтобы своим детям потом честно в глаза смотреть, что не были тем меньшинством".
Елена Фетисова из группы "Совесть" сообщила, что сегодня будут поданы заявки на проведение пикетов у суда с 23 по 27 мая. Суд над организаторами пикета 16 мая в среду не состоялся. Фетисова рассказала, что она прибыла в Мещанский суд на заседание, но оно не состоялось - материалы из милиции не поступили. Напомним, что аналогичная ситуация сложилась и с задержанными 16 мая лидерами "Яблока" - материалы из милиции в Мещанский суд не поступили до сих пор. Пресс-службы ГУВД Москвы и УВД ЦАО ясности не внесли.
Ольга ТИМОФЕЕВА
Самый длинный приговор читали три дня
Оглашение приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву еще не закончено, но уже понятно, что оно войдет в истории России как самое длинное оглашение приговора. До этого рекорд был за приговором Реутовского городского суда, в котором в июне 1999 года в течение трех дней читали приговор генеральному директору индивидуального частного предприятия "Властелина" Валентине Соловьевой. Она получила семь лет за мошенничество с денежными средствами частных лиц.
Два дня Красноярский краевой суд потратил на зачитывание приговора бывшему вице-губернатору Красноярского края Валерию Суладзе и советнику губернатора Якову Акиеву. 30 июня 2004 года они были признаны судом виновными в получении взятки. Суладзе суд также признал виновным в злоупотреблении должностными полномочиями. Суладзе и Акиев получили 7,5 и 7 лет лишения свободы соответственно.
Мария Рогачева
Анекдот в тему (совместно с www.anekdot.ru)
Россия. 2010 год. Окончено чтение приговора М. Ходорковскому.
М. Ходорковский приговорен к повторному чтению приговора
Интернет-опрос
"Как долго будут оглашать приговор Лебедеву и Ходорковскому?"
1. Неделю - 20,00%
2. Две недели - 22,05%
3. Месяц - 23,18%
4. Восемь лет - 34,77%
Опрос проводился на интернет-сайте "Известий" по адресу iz.ru. В голосовании приняли участие 1440 человек