Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ветеранам войны не нашлось достойного места в телеэфире

"Имперский размах празднования 60-летия Победы, обращенный скорее наружу, к мировому сообществу: "Ан, мы все еще сверхдержава!" - нежели вглубь, к своему народу, своим ветеранам. При отсутствии иного бесспорного, признаваемого всеми гражданами страны праздника, День Победы использован властью как праздник государственный (которого у России по сути нет, 12 июня никто за таковой не считает), что и сказалось в его телевизионном воплощении. Грандиозные телезрелища парада и праздника не могли не внушить хоть толику гордости за отечество даже самым отъявленным антигосударственникам"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Масштабное празднование юбилея Победы в Великой Отечественной войне, главными героями которого, судя по телетрансляциям и репортажам федеральных каналов, стали не ветераны, а съехавшиеся в Москву политики, не затмило телевизионные успехи и неудачи апреля. Среди бесспорных удач оказались сериал "Гибель империи", показанный на "Первом канале", и историческая документалистика других вещателей. К неудачам можно отнести другой сериал "Первого" - "Звезда эпохи", закрытие "Дачников" на НТВ, обилие однообразного юмора. К такому выводу пришли журналисты, освещающие работу телевидения в различных СМИ, оценившие телеэфир апреля и майских праздников по двум номинациям: "За" и "Против".

Лариса Хавкина, "Комсомольская правда":  "Качеству сериала "Гибель империи" могут позавидовать и киношники"

1."Гибель империи" на "Первом канале". Сериалу могли позавидовать, пожалуй, и киношники - настолько грамотно было снято, настолько идеально подобраны актеры, безо всяких скидок на то, что "ну, вы же понимаете, это телесериал". Пропагандистская концовка слегка подпортила впечатление, но все равно - "браво!".

2. "Звезда эпохи" на том же "Первом". Вот уж действительно бездарная работа. Причем изначально - с кастинга. Это ж как нужно было переоценить скромные возможности Марины Александровой, чтобы пригласить ее на роль Валентины Серовой! Про правду и вымысел говорить не берусь, но в одном точно разделяю возмущение родственников Серовой и Симонова: не могли эти губки бантиком и бровки домиком изобразить великую актрису, пусть даже и переименованную в Седову. Размах не тот.

Анна Качкаева, радио "Свобода":  "Телевидение - это "символ веры" Владимира Путина"

1. Месяц массовых телевизионных зрелищ торжествующей медиа-эпохи. Юбилей Победы. Похороны папы, Пасха. Послание. Похороны, похожие на шоу. Аплодирующая молодежь, которую не побоялись собрать на ватиканской площади рядом с сотней лидеров мировых держав. Соскучившиеся по идеалам люди добавили величию простоты. Именно человечности и сопричастности не хватило трансляциям масштабных победных торжеств в Москве. Лиц, слез, улыбок, живых реакций. Стилистика ностальгического официоза пересилила. 9 мая стало телевизионной кульминацией правления Владимира Путина. Когда даже после кадров Вечного огня в ритуальной минуте молчания, подверстанной к шоу на Красной площади, на экране появилось лицо президента. Недаром все-таки Путин заехал на пожар в "Останкине". Телевидение - это его "символ веры". Кого же корил президент в послании, упрекая телевидение за несвободу? На фоне бесконечных "песняков" - иначе и не назовешь праздничную концертную вакханалию - много было фильмов и программ искренних и не слащавых: "По обе стороны Победы" (REN TV), "Алеша" (ТВЦ), "Линия жизни" с фронтовиками - писателями и режиссерами ("Культура"), "Свои" ("Первый"), который боролся за зрителя в предпасхальную ночь со "Страстями Христовыми" ("Россия"), "Солнце" (СТС). Из не юбилейного - Николай Сванидзе с "Историческими хрониками" ("Россия"), "Основной инстинкт" ("Первый"), посвященный церкви, фильм Ильи Зимина и Вадима Такменева "Тайная жизнь папы" (НТВ), "Писатель и вождь" ("Первый") о Константине Симонове.

2. Президент печется о плюрализме на экранах, и военно-патриотический канал "Звезда" пачками получает лицензии на вещание в регионах. "Звезда эпохи" - для "Первого канала" на удивление примитивно - пошлый сериал. "Программа-максимум" Глеба Пьяных, взяв курс на криминально-скандальное развлечение, символизирует окончательное "пожелтение" НТВ. Дмитрий Дибров с потухшим взором безуспешно устраивает дорогущий аттракцион с бурными переживаниями. Натужно каются в программе "Прости". Все - какая-то имитация чувств и смысла.

Александр Мельман, "Московский комсомолец":  "Эзопов язык на нашем ТВ заставил окончательно свихнуться"

1. "Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь". Живые программы о живых людях (даже если их уже нет с нами) - вот о чем хочется писать. Трилогия "Живой Ефремов" на "Первом" - более естественного Олега Николаевича еще не видел. Фильм о Борисе Сичкине ("Первый") - вроде стандартная подача, но опять же потрясающе живой Буба Касторский. "Апокриф" ("Культура") о бессмертии души. Интимный и пронзительный разговор получился. Фильм о генерале Шиловском ("Культура") - жизнь честного русского офицера, как потрясающий роман. Вся историческая документалка на канале "Россия".

Фильм Вадима Такменева о слабовидящих из цикла "Профессия - репортер" (НТВ): очень правильная интонация - жизнеутверждающая. Спасибо автору за это.

1-2. Эзопов язык на нашем ТВ заставил окончательно свихнуться даже самые светлые головы. Теперь в околотелевизионной тусовке говорят, что серия Николая Сванидзе о Вышинском - это его смелый ответ клеветникам России о Ходорковском. Сериал "Первого канала" "Гибель империи" - плевок Эрнста в лицо нынешнему "гэбэшному режиму", на который он вынужден работать. Ну а в фильме "Процесс пошел" ("Россия") сведущие специалисты под маской растерянного Горбачева, потерявшего страну, увидели самого... Даже страшно сказать кого. Может, хватит уже выискивать смысл между строк.

2. Уход программы "Дачники" с НТВ говорит лишь о том, что этот канал больше не хочет быть интеллигентным. Роль вождя в исполнении великого артиста Армена Джигарханяна в фильме "Звезда эпохи" ("Первый") - без сомнения новое слово в сталиниане.

Ирина Петровская, "Известия":  "ТВ невольно продемонстрировало, что мы находимся на задворках Европы"

1. Послание президента РФ Федеральному собранию: В.В. Путин вслед за Кондолизой Райс констатировал недостаточность демократии в России, в том числе свободы слова на национальных телеканалах. Лица телеруководителей, слушавших послание, выражали сложную гамму чувств: они-то думали, что, ограничивая свободу слова, они помогают Родине и своему президенту, а оно вон как вышло. Теперь придется восстанавливать утраченное. Военная тема и тема Победы в целом были отработаны телевидением вполне достойно. Из событий апреля и начала мая отмечу "Линии жизни" с участием писателей и деятелей культуры - фронтовиков, цикл "Герман, сын Германа", "Фронтовое кино. Непривычный взгляд" ("Культура"), докфильмы "По обе стороны Победы" (REN TV), "Алеша" (ТВЦ), "Четыре солдатские медали" ("Россия"), "Писатель и вождь" и показ фильма "Свои" (оба на "Первом"). Сериал "Гибель империи", выделяющийся на фоне прочей сериальной продукции отменным качеством. По-прежнему превосходны "Исторические хроники" Н. Сванидзе ("Россия"). "Основной инстинкт", посвященный проблемам современной церкви ("Первый"). Фильм "Тайная жизнь папы" И. Зимина и В. Такменева (НТВ) оперативно и полно рассказал о жизни умершего понтифика, причем НТВ, в отличие от коллег, решилось ради него изменить программу.

2. Отказавшись от прямой трансляции похорон папы римского, наши телеканалы невольно продемонстрировали, что мы по-прежнему находимся на задворках Европы. Собственная гордость сыграла здесь дурную шутку. Алексей Пушков в "Постскриптуме", углядевший в похоронах папы шоу, и только (ТВЦ). Маразм контрпрограммирования 1 мая окреп окончательно: дабы "подсечь" конкурента - "Первый канал", - "Россия" поставила "Кривое зеркало" раньше объявленного времени: в результате оба канала несколько часов подряд показывали Петросяна и Ко. Сериал "Звезды эпохи" - развесистая клюква, оскорбительная для памяти реальных героев ("Первый"). "К барьеру!" - шоу, и ничего, кроме шоу. "Воскресный вечер с В. Соловьевым" - по-прежнему рыхлая, не выстроенная программа с раздувающимся от самолюбования ведущим. Программа "Максимум" - желтизна зашкаливает (все - НТВ). "Прости": "Люди лучше, чем кажутся, в программе "Прости!" - так анонсирует свою новинку "Первый". Убрав одну запятую, получаем исчерпывающую рецензию: "Люди лучше, чем кажутся в программе "Прости!". Фальшь и ведущего, и большинства участников нестерпима.

Наталия Ростова, "Новая газета", радио "Арсенал": "Наскучила пиар-поддержка "раскола" "Единой России", "Наших"

1. Блестящая возможность посмотреть фильмы разных эпох о войне. "Семнадцать мгновений весны", которые сколько ни показывай, а аудитория - гарантированная. Из документального кино - "Каратели" Светланы Сорокиной на "Первом". Интересно, что останется из нового кинопродукта и сериального продукта на такое же время?

2. Чужой праздник День Победы - со стареющими нищими ветеранами, которых телевидение оболванивало несколько месяцев назад, проводя пиар-кампанию монетизации. Сегодня то же телевидение выражает им благодарности - устами тех же самых ведущих и наших поп-звездочек, пытающихся изобразить боль в глазах и скорбь в сердце. Олегу Газманову, приласканному президентом, певцу "Господ офицеров", видимо, положено. А Анжелика Варум, поющая военные песни, не нонсенс ли? А те пошлые поздравления, из казино "Кристалл", они - ветеранам Великой Отечественной войны? Льва Лещенко, великолепного певца "Дня Победы", настолько замельтешили в эти дни на всех каналах (а прежде - в "Аншлагах"), что начинаешь испытывать к нему жалость. Безусловно, органичными смотрятся Людмила Гурченко, Тамара Гвердцители и Дмитрий Хворостовский, но почему один и тот же концерт нужно показывать по двум каналам одновременно (пусть даже и со включениями "России" из других концертных площадок), если оба принимаются по всей России?

Пиар-поддержка "раскола" "Единой России", "Наших" - право, скучно, господа. Осталось только прикупить "Наше радио", чтобы прокручивать песни нашего гуру, судя по интервью "Известиям", уже лояльного. Телеканал "Звезда". Если такие патриоты будут учить нас родину любить, то зачем же нужны "пятые колонны"?

Елена Афанасьева, "Эхо Москвы": "Уж помолчать можно было и без президента"

1-2. Имперский размах празднования 60-летия Победы, обращенный скорее наружу, к мировому сообществу: "Ан, мы все еще сверхдержава!" - нежели вглубь, к своему народу, своим ветеранам. При отсутствии иного бесспорного, признаваемого всеми гражданами страны праздника, День Победы использован властью как праздник государственный (которого у России по сути нет, 12 июня никто за таковой не считает), что и сказалось в его телевизионном воплощении. Грандиозные телезрелища парада и праздника не могли не внушить хоть толику гордости за отечество даже самым отъявленным антигосударственникам. Но количество иноземных лидеров, показанных по всем каналам 9 мая, явно превысило количество показанных ветеранов, а как печальный апофеоз - крупный план моргающего Путина даже на Минуте молчания. Уж помолчать можно было и без президента.

Из событий апреля: президентское послание, из которого наше телевидение, наконец узнало, что оно обязано отражать "весь спектр мнений в стране". Свершившаяся, хоть и доселе необъявленная продажа REN TV, заставившая снова заговорить о шагреневой коже свободы нынешнего ТВ. Конкурс "ТЭФИ-регион", финал которого состоялся в Сочи. Сериал Владимира Хотиненко "Гибель империи" на "Первом", сделанный как действительно очень качественное кино. Странно, что на "Первом", где любят и умеют делать из одного продукта одновременно сериалы и кино "по-настоящему", не сделали из "Гибели империи" захватывающий блокбастер. Предпосылок для этого было не меньше, чем у "Турецкого гамбита". О бесконечных юмористических концертах и расплодившихся на всех каналах пятничных и субботних вечерах-посиделках с их примитивной режиссурой и убогими шутками ведущих не хочется и вспоминать. Но телевидение, увы, заставляет.

 Арина Бородина, "Коммерсантъ": "ТВ сделало героями Дня Победы не ветеранов, а лидеров мировых держав"

1-2. Одно из самых сильных впечатлений апреля, да и всего телесезона в целом - "Гибель империи" на "Первом канале" с блистательной игрой Сергея Маковецкого и работой всей съемочной группы. "Первый" вновь не побоялся эксперимента в прайм-тайм, не пошел на поводу у массового зрителя: сложная тема, изломанные противоречивые характеры героев, новый непопулярный, исторический контекст. Широкая аудитория к этому оказалась не готова, и канал за это заплатил высокую цену - рейтинги были невысоки. Впрочем, это тот случай, когда риск был совершенно оправдан, - показы таких телепроектов, как "Гибель империи", редки. А в эфире госканалов они приобретают гораздо больший смысл и значение, чем обычный сериальный, пусть и качественный продукт.

"Герман, сын Германа" на "Культуре" - неожиданно смелый ракурс, который вышел далеко за рамки просто воспоминаний известного сына о не менее знаменитом отце. В фильме "Каратели" на "Первом" перед зрителем предстала новая Светлана Сорокина. Вместо привычной личностной и пронзительной сорокинской интонации за кадром в фильме звучит несколько отстраненное и спокойное изложение фактов, отчего этот сложный по композиции фильм не стал менее эмоциональным и драматичным.

Весьма впечатляющим - с точки зрения драматургии и телевизионной технологии - было воплощение на телеэкране Парада Победы, и особенно концерта на Красной площади. Впрочем, увлекшись подачей юбилея Победы в эфире, именно телевидение вольно или невольно сделало героями Дня Победы не ветеранов, которых 9 мая на экране было катастрофически мало, а лидеров мировых держав и главного распорядителя - президента Путина.

Сергей Варшавчик, "Независимая газета": "Утомляет бесконечное контрпрограммирование "Первого канала" и "России"

1. "Гибель империи" на "Первом" - отличная режиссерская работа Владимира Хотиненко, сделавшего интересное игровое кино на почти неизвестную в России тему Первой мировой войны, "Исторические хроники" с Николаем Сванидзе ("Россия") о 1937 годе, старый фильм "Спутники" с Алексеем Эйбоженко на "Культуре" и быковский "В бой идут одни "старики" ("Первый").

2. Новые сериалы к 60-летию Победы, снятые на разных каналах, - "Человек войны" (НТВ) и "Эшелон" ("Россия") - оставили стойкое ощущение дежа-вю, а также беспомощности сценаристов, режиссеров и актеров. Чуть лучше другой военный сериал - "Неслужебное задание" ("Россия"). Утомляет бесконечное взаимное контрпрограммирование "Первого канала" и "России", когда в ответ на фильм о подводниках "К-19" ("Россия") на "Первом" ставится "72 метра", а "Кривое зеркало" на одном канале перекрывается его же старым выпуском на другом. В итоге - полный маразм. Журналисты федеральных каналов, которые во внеочередных информационных выпусках со счастливым пафосом бедного провинциала, к которому в гости приехал богатый столичный дядюшка, перечисляли бесконечный список VIP-персон, прибывших в Москву на празднование 60-летия Победы, - начиная с генсека ООН Кофи Аннана и заканчивая целым монархом (правда, бывшим - королем Румынии Михаем), не говоря уж о самом Джордже Буше. О книксенах и реверансах в сторону Владимира Путина и говорить не стоит. Запомнился один - из репортажа спецкора "Вестей" Маргариты Симонян: "Чья-то совсем немолодая женская рука потянулась через два ряда пожать руку Путину. Потом внесли Знамя Победы".

Сергей Фомин, журнал "Телефорум":  "Отмечу торжество исторической темы"

1. Торжество исторической темы, которая снова предстает сложнее и интереснее, чем это представлялось пресловутому среднерейтинговому зрителю. "Нет пощады никому" Якова Гордина ("Культура") - достойное продолжение традиции, заложенной Юрием Лотманом и Александром Панченко. "Судьба подвижника. Сергей Дягилев" ("Культура") - Александр Васильев в качестве автора и рассказчика здесь безупречен. Сериал "Гибель империи" ("Первый") - логичное развитие темы, начатой несколько лет назад на этом канале "Империей под ударом". "Отдел Х" (ТВЦ) с рассказом о загадочном целителе Петре Бадмаеве, пережившем пятерых императоров и в столетнем возрасте угодившем в ЧК. "Эрмитаж. Хроника подвига" ("Культура") - история эвакуации музея в 1917-1918 годах. Особая благодарность Алексею Петренко, читавшему закадровый текст. Как и Сергею Колтакову в жестком и умном повествовании о Петре Чайковском ("Больше, чем любовь", "Культура"). "Оружие Второй мировой войны", "Бессмертная война" ("Первый") - ВВС продолжает удивлять способностью отыскивать сенсации во вроде бы уже известном, например, тем, что в высадке союзников в Нормандии участвовали свыше тысячи десантных планеров, или домашними съемками Франклина Рузвельта. "Подземный рейх" ("Первый"). "Блокада Луны. Луноход против астронавтов" ("Россия"). "Документальная камера" ("Культура") - экскурс в историю кино дал возможность выйти на метафизику визуальных искусств.

2. "Попса", беспардонно и бездарно лезущая туда, где ей делать нечего. Абсолютно лишний Якубович в фильме о последнем дне Юрия Гагарина ("Первый"). Самое нелепое, что можно было придумать, - это поставить "Кривое зеркало" в прайм-тайм 8 мая ("Первый").
Комментарии
Прямой эфир