"Нужно привыкнуть к мысли, что в любой момент ты можешь умереть"
известия: Вы уже работали как с Даниэлем Отоем, так и с Михаэлем Ханеке.
Жюльетт Бинош: Всегда здорово работать с теми, кто тебе близок. Я начинала как театральная актриса, и сейчас мне очень не хватает этой театральной сплоченности, семейственности, когда все вместе работают и вместе путешествуют. Я хочу чувствовать себя частью коллектива, а в кино все - индивидуалисты, звезды, которые не собираются сближаться друг с другом. Когда Михаэль предложил мне сниматься в его фильме, я немедленно согласилась, потому что знала: это будет совершенно особое путешествие. Мне нравится, что у Ханеке есть собственное видение мира. Он играет реальностями. Даже в обычной жизни мы не знаем, что считать настоящей реальностью, сон или явь, а в кино тем более. К тому же Михаэль никогда не разжевывает то, что он хотел сказать. Конечно, иногда бывает приятно развалиться в кресле перед телевизором и, расслабившись, ждать, пока тебе положат в рот все, что тебе было интересно узнать, но Ханеке предоставляет зрителю самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.
известия: В фильме есть эпизод, когда герои смотрят выпуск новостей о ситуации на Ближнем Востоке. Вы боитесь терактов?
Бинош: Если постоянно думать об этом, жить станет невыносимо. Конечно, я сочувствую пострадавшим в результате терактов, но нужно просто привыкнуть к тому, что наш мир таков: никогда не знаешь, что произойдет в следующую секунду. Когда я готовилась к съемкам "Английского пациента", я встретилась с человеком, который во время войны учился в школе, и спросила его: "Как вы себя вели во время бомбежки?" А он ответил: "Сначала паниковал, бежал куда-то, а потом перестал обращать внимание. Мне стало все равно". Знаете, люди, попавшие под обстрел, часто закрывают голову газетой, инстинктивно пытаясь укрыться, но ведь это бесполезно. Нужно просто свыкнуться с мыслью, что в любой момент ты можешь умереть, и тогда будет проще жить дальше.
известия: Вы могли бы сменить профессию?
Бинош: Иногда мне кажется, что да. Чем я стала бы заниматься? Не знаю. Чем угодно. Может быть, потому что как актрисе мне приходится примерять на себя разные виды деятельности. Пожалуй, я не буду рассуждать на эту тему, а то мой агент как-то подозрительно насторожился. (Смеется).
За нами следят: в основном конкурсе Канн - "Hidden" Михаэля Ханеке
Австриец Михаэль Ханеке трижды претендовал на победу на Каннском фестивале. Его фильмы - "Забавные игры", "Код неизвестен" и "Пианистка" - участвовали в конкурсной программе Канна, и два последних даже получили специальные призы жюри, но "Золотой пальмовой ветви" в коллекции Ханеке до сих пор не было. Теперь у режиссера картины "Hidden" ("Спрятанный") есть неплохие шансы ее получить.
Ведущий популярного литературного ток-шоу Джордж (Даниэль Отой) теряет покой, когда его жена Анна (Жюльетт Бинош) находит под дверью кассету, на которой заснят их дом и обычная жизнь вокруг него: проезжающие машины, Анна, отправляющаяся в магазин, пешеходы. На следующий день история повторяется, а через некоторое время загадочный наблюдатель дает понять, что когда-то был с Джорджем близко знаком.
Подозрения журналиста падают на Мажида - сына алжирцев, когда-то работавших у родителей главного героя и погибших во время антифранцузской демонстрации. Семья Джорджа усыновила сироту, но мальчики невзлюбили друг друга, и Мажида отправили в детский дом.
Без малого два часа продержав зрителя в напряженном ожидании чего-то ужасного, Ханеке не дает ему расслабиться даже после финальных титров. Трагедия произошла, но проблема не решена и вопрос, кто, почему и с какой целью забрасывал героя странными кассетами, стопроцентного ответа так и не получил. Таинственный оператор вроде бы найден, но уж больно последний кадр фильма, длинный, статичный, а главное, ни на чем конкретно не сфокусированный, напоминает ставшую привычной глазу съемку скрытой камерой. А может быть, это уже кто-то другой и наблюдает за кем-то другим?
Как всегда, оставляя главные вопросы фильма открытыми, Михаэль Ханеке предоставляет зрителю возможность трактовать "Hidden" максимально широко. Это и история, схожая с той, что год назад в Канне рассказывал режиссер "Олдбоя" Чхан-ук Парк, - аукнувшееся когда-то может очень болезненно откликнуться спустя десятилетия, хотя обидчик давно позабыл о содеянном или сказанном. И указание на то, как легко нас запугать, вывести из себя, заставить потерять контроль. Всего лишь несколько кассет с совершенно безобидными записями превращают интеллигентного героя Даниэля Отоя в разъяренного зверя, готового видеть врага в каждом. Что уж тут говорить об обладателях непохожего на нас цвета кожи или разреза глаз?
В общем-то террористы как раз этого и добиваются, и репортаж с места военных действий на Ближнем Востоке, который смотрят герои "Hidden", явно намекает на то, что Михаэль Ханеке задумал показать терроризм - его истоки, проявления, цели - на примере конкретной семьи, можно сказать, в миниатюре.
На вопрос, кто виноват в том, что сейчас творится в мире, режиссер "Hidden" отвечает вполне конкретно. Требовать у него совета, что делать, бессмысленно. Как сказал один из создателей "Моего сводного брата Франкенштейна", Леонид Ярмольник, "если бы я знал, как остановить войну в Чечне, президентом был бы я, а не Путин".
С какой бы стороны мы ни рассматривали "Hidden", ясно одно: Ханеке в первую очередь изучал не истоки терроризма или проблему преступления и наказания, а поведение обычного человека в ситуации, когда, замирая от безотчетного страха, он не знает, бежать ему или зарывать голову в песок, нападать или искать защиты. С помощью французов Даниэля Отоя и Жюльетт Бинош режиссер блестяще, а главное, очень реалистично показал нам, как это бывает. Испытать такое самому, право слово, не хочется.
Претенденты на "Золотую пальмовую ветвь". Часть I
"Лемминг" - драма француза Доминика Молла о грызуне, застрявшем в водопроводе, и мужчине, спутавшем собственную жену с мертвой женой босса. В ролях: Шарлотта Ремплинг и Шарлотта Генсбур
"Bashing" - японская картина о девушке, которая, вернувшись из иракского плена, подверглась остракизму на родине. Режиссер - Кобаяши Масахиро
"Kilometre Zero" - первый фильм, снятый в Ираке после падения Саддама Хусейна. О чем, собственно, и повествует. Режиссер - Хинер Салеем
"Where the Truth Lies" - детектив канадца Атома Эгояна о журналистке, которая пытается раскрыть тайну убийства, произошедшего 15 лет назад в номере, где остановились знаменитые шоумены (Кевин Бэкон и Колин Фирт)
"Last days" - американская фантазия на тему "Последние дни жизни Курта Кобейна" в исполнении режиссера Гаса Ван Сента и актера Майкла Питта
"Hidden" - триллер австрийца Михаэля Ханеке о том, что скрытая камера - идеальное орудие индивидуального террора. В ролях Жюльетт Бинош и Даниэль Отой
"Election" - китайский вариант "Крестного отца". Правда, в боевике Джонни Тоу гармонии в семье не наблюдается