Владимир МАСОРИН: "Черноморский флот и Севастополь неразделимы"
известия: Владимир Васильевич, складывается впечатление, что при прошлом президенте Леониде Кучме проблем с базированием Черноморского флота не существовало, но стоило прийти Виктору Ющенко - и начались чудеса. То российские моряки самовольно проводят учения, то оказывается, что Россия не хочет отдавать Украине гидрографическое оборудование, что лишает Киев возможности выполнять ее международные обязательства. Что изменилось?
Масорин: Из четырех флотов Военно-морского флота России Балтийский флот можно назвать седой и умудренной головой, Северный и Тихоокеанский флоты - еще довольно уверенными и сильными руками, а Черноморский флот можно сравнить с нежным и трепетным сердцем, которому свойственно иногда болеть. Кстати, в пятницу, 13 мая, ему исполнилось 222 года.
С момента подписания соглашений по Черноморскому флоту в 1997 году и до начала этого года обстановка вокруг пребывания ЧФ в Крыму была стабильной и абсолютно нормальной с точки зрения его эффективного функционирования и жизнедеятельности. Работали согласительные комиссии, решали возникающие проблемы, которые в силу обстоятельств не были учтены в ходе раздела флота. Но надо честно сказать, что в прошлый период мы не очень активно пытались их решать. С одной стороны, постоянно менялись главы согласительных комиссий, с другой - было личностное понимание наших проблем со стороны представителей украинских властей, что в общем-то расхолаживало. Сегодня в связи со сменой руководства Украины полного понимания пока не достигнуто. Разговор простой: положено - платите. Собственно, вокруг этого все и крутится. В плане же повседневной жизни флота ничего не меняется. Система боевого управления действует отлаженно, силы флота выполняют поставленные задачи с высокой долей эффективности.
известия: Тем не менее возникновение претензий со стороны украинских властей может сделать очень затруднительным дальнейшее пребывание ЧФ в Крыму. Наверное, не зря президент Украины заметил, что досрочный вывод флота до 2017 года возможен, если этого захочет Россия. Создать предпосылки для этого ведь не проблема?
Масорин: В принципе, нет. Возьмем даже элементарный бытовой вопрос. В связи с новыми законами и нормами, появившимися как в российском, так и в украинском законодательстве, военнослужащим было отказано в прописке по месту жительства по так называемой "справке № 5". В связи с введением общегражданских паспортов для военнослужащих она сначала была отменена в российских Вооруженных силах, затем и в украинских. К этому моменту у наших офицеров паспортов еще не было. Возникли проблемы с пропиской. Когда писался текст соглашения, кто думал о личном автотранспорте офицеров? Сегодня у нашего военнослужащего с российским паспортом, по сути, нет права иметь в Севастополе машину. Приходиться оформлять ее на родственников или знакомых. В конце концов, имея машину с украинскими номерами, наш офицер не может на ней выехать в Россию. Таможня не пропускает: украинская машина, а за рулем гражданин другого государства. Казалось бы, мелочь, но и она очень серьезно осложняет жизнь. Я понимаю, что такие вопросы мы должны были бы решать в первую очередь, но они как-то спускались на тормозах.
Сегодня есть и более серьезные проблемы, связанные с обеспечением флота материальными ресурсами. На Украине мы закупаем практически все - от продовольствия до топлива и стройматериалов. Но есть вещи, которые мы вынуждены завозить из России, например, специальное имущество, необходимое флоту. За провоз этого имущества мы платим огромные таможенные пошлины, как будто мы везем их не для себя, а на продажу. Не можем, например, провести ротацию вооружений. То есть заменить выслужившие свое корабли на более современные. Сделать это можно только с разрешения украинских властей, а разрешение такое не дается. Тут тоже, правда, надо покритиковать и самих себя. Мы знали про этот вопрос, пытались его решить все эти годы, но так и не довели до конца. Вероятно, не проявили необходимой настойчивости.
Поэтому, когда мы слышим, что надо еще раз посмотреть на договор, что-то пересмотреть, упорядочить, совершенно понятно, что параметры принятых базовых соглашений и дополнений к ним пересматриваться не должны. Это незыблемо. А существующие накопившиеся проблемы могут и должны решаться в ходе переговоров согласительных комиссий.
известия: По каким вопросам сегодня могут поработать согласительные комиссии?
Масорин: В основном по тем, что касаются материальных претензий. Например, с требованиями отдать то, чего никогда на флоте не было и что поэтому отдать невозможно. Как правило, извлекаются какие-то акты или ведомости с указанием чего-либо, а этого у нас никогда и не было - даже в момент раздела флота. Откуда появились эти документы, не знаю: то ли небрежность, то ли еще что. В общем, надо разбираться.
известия: Обоснованны ли требования украинской стороны по повышению арендной платы за Севастополь?
Масорин: Если исходить в вопросе ее определения из занимаемых флотом квадратных метров, то ее, конечно, можно сделать беспредельной. Но мы же не можем говорить о том, что мы имеем с точки зрения квадратных метров. Это совершенно неправильно. Исторически так сложилось, что Севастополь создавался исключительно в интересах флота. Город и флот неразделимы.
В свое время была определена сумма в $98 млн - она достаточно большая и адекватная. Теперь украинская сторона говорит нам о том, что флот занимает 100 тысяч гектаров территории Севастополя. На самом деле - не более 18,5 тысячи. Мы же четко знаем, сколько у нас земли. К тому же не вся земля, которую мы занимаем, может быть вообще когда-то использована в иных нуждах. И считать, что она представляет какую-то колоссальную ценность, и мы, ее занимая, приносим какой-то вред, на мой взгляд, совершено неправильно.
известия: Какие еще претензии существуют с украинской стороны?
Масорин: По сути, претензий нам никаких и не предъявлено. Проблемы не выявлены. Пока все на уровне разговоров. Возможно, нам надо подумать о том, что обсуждение этих проблем принесет нам больше пользы, чем вреда.
известия: Есть требование Украины вернуть ей гидрографическое оборудование, находящееся в ведении Черноморского флота. Почему мы не хотим этого сделать?
Масорин: Этот вопрос встал давно, и еще неизвестно, сколько он будет решаться. Сейчас он постоянно муссируется в судах. Гидрографические объекты требуют серьезного внимания. Содержание маяков обходится в большие деньги и в принципе нам ничего не дает (с точки зрения доходов). Мы только несем затраты за их содержание, а пользуются этим, как во всем мире, те, кто ходит в их районе. Судоводителю все равно, кто обслуживает маяк или систему, главное - чтобы она работала и обеспечивала безопасность судоходства (а оно в а акватории Черного моря довольно интенсивное). По моему мнению, сегодня мы хорошо содержим эти системы и совершенно не уверены в том, что те структуры, которые хотят у нас их отобрать, будут делать это так же. Например, на Каспийском море после раздела маяков оказалось, что они работают только на российской стороне. Ни в Азербайджане, ни в Туркмении, ни в Казахстане они по-настоящему, как требуется, не работают. Огни погашены даже в самых сложных для навигации районах. Их содержание требует больших затрат. Маяки потребляют огромное количество электроэнергии, это же мощнейшие прожектора, а еще надо содержать здания, топить зимой, платить зарплату смотрителям маяков, ремонтировать оборудование.
Кроме того, вместе с маяками и другими радионавигационными системами на Черноморском флоте были построены другие системы, которые использует только Военно-морской флот. Например, для проведения различных замеров. Но без них у нас возникнет такая масса проблем в обеспечении жизнедеятельности флота, которую мы вряд ли сможем решить. Поэтому мы пока считаем, что передача гидрографических объектов не может принести никому пользы, а только ослабит навигационную безопасность в этом регионе.
известия: А иностранные корабли, входящие в территориальные воды Украины, платят какие-то налоги за пользование гидрографическим оборудованием?
Масорин: Нам - ничего. Все, что касается использования гидрографических объектов, собирает Украина. Мы несем одни расходы. И даже когда мы спрашиваем, зачем вам нужны эти объекты, четко обоснованного ответа не получаем. Надо понимать, что любой неосторожный шаг в вопросе решения судьбы гидрографического оборудования на побережье может создать серьезные предпосылки для аварийности и нарушить годами отлаженную систему безопасности судоходства.
известия: Власти Севастополя требуют передать им часть причального фронта, занимаемого Черноморским флотом. Говорят, что из 517 занимаемых причалов флот реально использует не более 300.
Масорин: Ну, этот разговор ведется уже много лет. И старый мэр города, и новый заявляли, что у ЧФ много всего и надо поделиться. Много или мало - мы сейчас оценку давать не будем. Все причалы были поделены соглашением от 1997 года, и сегодня нет никакого юридического основания для передачи их части кому бы то ни было. Причальные фронты используются и будут использоваться флотом. Можно предъявлять претензии, но считать это правильным нельзя, так как это противоречит существующим соглашениям, которые разрабатывались на длительную перспективу.
известия: Говорят, что Украина в скором времени может вступить в НАТО. Не станет ли это причиной, по которой России действительно придется уйти из Севастополя?
Масорин: На мой взгляд, это просто невозможно. Севастополь известен всему миру как город российской славы. Без Черноморского флота город уже никогда не будет таким, как сегодня. Представим только на минутку, что флот ушел. Что будут делать ВМС Украины? Переписывать боевую историю российского Черноморского флота и Севастополя под себя? Уже есть такие попытки. Например, петь на украинском языке песню "Легендарный Севастополь". Или писать лозунги и песни, что они - Черноморский флот державы. Но ведь исторические факты налицо. Не были они им и никогда не станут. Они - всего лишь Военно-морские силы. Оспаривать историю Севастополя и Черноморского флота бесполезно. Она золотыми буквами внесена в летопись нашего государства и в мировую летопись. Нельзя забывать и о том, что бюджет ЧФ - это 5 млрд рублей. Это в 3 раза больше суммарного бюджета Севастополя, Феодосии и Гвардейского.
Относительно вступления Украины в блок НАТО могу привести один пример. Как-то в беседе командующий ВМС Турции мне сказал, что у них с Грецией также существуют определенные проблемы и разногласия, но это совсем не мешает им состоять в одном военном блоке. Точно так же мы можем сказать, что стремление Украины взаимодействовать с НАТО нельзя ни в коем случае связывать с пребыванием ЧФ России в Крыму. Сегодня в Севастополь приходят и американцы, и немцы. Постоянно базируются наш ЧФ и украинские ВМС. Стоят и не мешают друг другу. Были, конечно, попытки представить ситуацию так, что ЧФ творит в Крыму все что захочет. Неправда. Ни один выход в море, ни одно боевое упражнение не выполняются без ведома ВМС Украины и Генерального штаба Украины. Каждый выход любого корабля, даже базирующегося в Севастополе, за пределы территориальных вод и его возвращение докладываются на Центральный командный пункт ГШ ВС Украины. Поэтому никакого там своевольства нет. У нас все вопросы под контролем. Даже банальная внутрифлотская перевозка вооружений. Мы же докладываем о ней предварительно в ГАИ города - что мы везем, например, ракету с одного объекта на другой. Точно так же, как если бы мы были в России. Флот живет по двум законодательствам - это предусмотрено соглашением 1997 года. Иногда нам это мешает, но что делать. А когда нас обвиняют в нарушениях, то это скорее всего те вопросы, которые до сих пор не были каким-то образом урегулированы. Они урегулировались жизнью и взаимоотношениями с различными ветвями власти, но не были закреплены юридически. И я считаю, что эти вопросы можно и надо решать.
Например, сегодня нас больше всего беспокоит неурегулированность ввоза и вывоза с территории Украины вооружений ЧФ. Если мы за каждый снаряд при пересечении границы будем платить таможенную пошлину, то просто разоримся. Можно заставить нас подавать за 30 суток заявку в МИД Украины (мы ее и сейчас подаем, но за трое суток) на выход и вход какого-то нашего корабля в Севастополь. Но это же абсурд. Мы не с официальным визитом приходим. Мы здесь живем. Да и такое отношение никому ничего не даст. Это напряжет ситуацию не только в городе, но и в Крыму. В итоге можно будет потерять больше, чем приобрести. Особенно в финансовом плане. В Севастополе в интересах флота работает более 23 тысяч гражданского персонала. А теперь представьте на миг, что мы уходим. Городские власти Севастополя сегодня в год увеличивают количество рабочих мест на 1000-1200. Когда эти люди смогут получить работу - лет через 15-20?
По моему мнению, сейчас идет просто притирка взглядов новых руководителей, которые со временем больше и больше будут понимать, что нахождение ЧФ в Крыму никоим образом не наносит урона Украине, а, наоборот, способствует экономическому росту. И надо понимать, что ЧФ не разъединяет Украину и Россию, а, наоборот, соединяет. Это то, что у нас действительно есть общего. Мы знаем наши проблемы. С украинской стороны они будут в скором времени сформулированы. И я думаю, что в течение ближайшего года мы их все снимем. И Черноморский флот будет функционировать так же, как и раньше.