Москву накрыло весеннее монументальное обострение
Небольшая площадь перед гостиницей "Космос", на которой установили бронзовую фигуру французского генерала и президента де Голля, давно носит его имя. Большинство москвичей этого не знают, но Зураб Церетели знал. И вовремя предложил сделать городу подарок - установить на площади де Голля памятник де Голлю. По закону ваять памятники в Москве должны скульпторы, победившие в профессиональном соревновании. Но подарок - статья особая. Четыре года назад от подарка г-на Церетели не смогла отказаться общественная комиссия по монументальному искусству. Хотя сомнения у нее имелись. Напомним, когда скульптор предъявил модель мэру и градостроительному совету, случился конфуз: посмотрев на нее пристально, градоначальник тут же громогласно заявил: "А не пора ли вернуть на Лубянку фигуру Железного Феликса?" Надо сказать, что модель в военном френче на постаменте-стакане не только ему навеяла воспоминания о демонтированном памятнике первому чекисту. Но де Голль у фасада гостиницы "Космос" впечатляет много больше.
Трудно сказать, как реагируют на монумент высотой с шестиэтажный дом проезжающие мимо него по проспекту Мира в авто, но вот пешеходы сбавляют шаг, на лицах многих написано неподдельное изумление, кто-то бурчит на ходу "кошмар". Подходы к монументальному ландшафту предусмотрительно перекрыты: до официального открытия памятника с участием президента Жака Ширака граждане не должны испортить свежих газонов и клумб.
Издалека де Голль в военном френче и высокой фуражке очень напоминает гигантского оловянного солдатика, почему-то слегка присевшего на пятки, отчего он совсем некстати приобретает еще некоторое сходство с жандармом, сыгранным знаменитым французским комиком Луи де Фюнесом. Впрочем, от входа в гостиницу (отсюда памятник можно разглядеть поближе) он выглядит уже не комичным, а грозным. И совсем не сомасштабным человеку. Одно дело, если бы его поставили на большой открытой площади, к которой нет подхода. Но он-то стоит у входа в гостиницу, ежедневно мимо него будут проходить толпы, которые, кроме постамента, ничего не увидят. Во всенародно любимом Пушкине или, например, поэте Маяковском вместе с постаментами роста от силы метров 8. А тут в одном постаменте 11 метров плюс 8 сама фигура.
В общем, от ближайшего его рассмотрения становится не по себе. И кажется, москвичи были бы намного признательнее плодовитому скульптору, если бы он оставил изваяние генерала для положенного законом конкурса, а сам подарил Москве что-то другое. Пусть даже еще один зверинец вроде того, что так радует детей и незлобивых приезжих на Манежной площади под стенами Кремля.
Впрочем, монумент де Голлю, как в свое время подозревала комиссия, не сумевшая настоять на проведении конкурса, никакой не подарок. На памятник ушла сообразная его объему и весу сумма в несколько десятков миллионов рублей. (На эти деньги можно было бы вернуть к жизни "Рабочего и колхозницу".) По сведениям "Известий", г-н Церетели предлагал установить заодно еще и шесть фонтанов (под них даже успели вырыть котлован), но мэру вовремя доложили, что украшение территории обойдется в лишние 60 миллионов рублей. В итоге котлован закопали, а фонтаны заменили на цветники.
С идеей памятника императору Александру II (подарок городу от СПС) на ее пути к воплощению тоже произошла трансформация. Его, как известно, задумывали поставить у здания Манежа, но в конце концов установили у храма Христа Спасителя. Почему именно здесь, если когда-то на этом месте стоял памятник сыну Александра II, императору Александру III? По этой логике и на месте храма Христа Спасителя запросто можно было построить какой-то другой храм в память о десятках, разрушенных большевиками. В общем, с памятниками в Москве опять не сложилось.