Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Они начинают сердиться

...Автор рубрики пристрастен. "Лапшина" я считаю великим фильмом. Посмотрел в те примерно годы - и запомнил сразу, до последнего кадра. Странные худые лица, словно с пожелтевших фото из семейного альбома. Стрижки, гимнастерки, нищий коммунальный быт аскетичных жестких мужиков. Их простоватые подколки, несмелые романы и бесконечная суровая работа во имя какого-то абстрактного сияющего будущего. "Ничего! Вычистим землю, посадим сад и еще сами успеем в том саду погулять!" Как сучит по грязи ногами мироновский Ханин со вспоротым животом!
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Один из знаков перестройки: снят с полки фильм Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин". Недавно его показали и по телевизору. "Известия" предварили показ теплым анонсом.

...Автор рубрики пристрастен. "Лапшина" я считаю великим фильмом. Посмотрел в те примерно годы - и запомнил сразу, до последнего кадра. Странные худые лица, словно с пожелтевших фото из семейного альбома. Стрижки, гимнастерки, нищий коммунальный быт аскетичных жестких мужиков. Их простоватые подколки, несмелые романы и бесконечная суровая работа во имя какого-то абстрактного сияющего будущего. "Ничего! Вычистим землю, посадим сад и еще сами успеем в том саду погулять!" (а только что в кадре вытаскивали полуразложившиеся трупы). Как сучит по грязи ногами мироновский Ханин со вспоротым животом! Как Лапшин-Болтнев всаживает пулю в придурочного недомерка, бандита Соловьева - словно точку в его поганой жизни ставит! Как пьют герои ситро в театральном буфете и неумело влюбляются в чудаковатых актрис! Гимн и реквием железному поколению тридцатых годов. Сказал бы "лучший фильм всех времен и народов", но тоже нельзя - ибо помню печальный эксперимент друга. Он (благо, идеальный английский) решил показать кассету с "Лапшиным" вполне просвещенным американцам. Те не поняли ничего! Мало, что рваная цепь эпизодов, мало, что камера прыгает, мало, что реплики теряются в гуле шумов и голосов, - как вообще перевести и растолковать иностранцу фразы вроде "А еще культурный возчик называешься!" Где голливудская отточенность диалогов? Почему посреди важного эпизода появляется какой-то мужик и печально роняет: "Галошу потерял" ("Galosha, Джим, это... как бы тебе объяснить..."). Да, друзья, вон тот некрасивый молчун со странно крупными ноздрями - он действительно здесь главный "хороший парень", такой русский шериф... "Лапшин" - сугубо наш фильм, из нашей жизни, нашего прошлого.

Так считает автор, отчетливо сознавая, что массе людей "Лапшин" может абсолютно не нравиться. И "Известия", анонсируя картину, наверняка предполагали, что недовольные будут. Но, похоже, не думали, что недовольные окажутся настолько агрессивны.

"Сердиться надо уметь" - статья Александра Васинского.

"У меня на столе пачка писем. Негодующих. Газета, мол, рекламировала фильм "Мой друг Иван Лапшин", а он этого не заслуживает. Только что был звонок по телефону.

- Что вы там расхваливаете?! Это же невозможно смотреть! Я выключила через двадцать минут! Это надо сжигать на площади! Это... Где фабула?! Где диалоги? Где драматургия? Какая-то мешанина, какие-то уши, градусник, приходят, уходят, все не к месту, ничего не поймешь... Молчите! Это же какой-то кошмар! Я никогда не буду это смотреть и настаиваю, чтобы никто никогда...

Короткие гудки.

(...) Когда же мы в своих художественных восприятиях научимся разумной интеллигентной терпимости к тому, что нам не нравится? Терпимости к иному мнению, к взгляду, не похожему на наш собственный?

...Неприязнь агрессивна, она требует действий, ее не устраивает правило: не нравится - выключи. Нет! Эта воинствующая мономысль требует, чтобы и за стенкой выключили! И во всем доме!

...В оценке художественных произведений рискованно торопиться с окончательными приговорами, брать на себя миссию, которая под силу только Времени. Тем более, что история искусства знает примеры. когда оценки одного и того же произведения или автора менялись неоднократно".

В следующем, 1987 году фильм "Мой друг Иван Лапшин" был отмечен Государственной премией РСФСР.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...