Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вучич призвал прислушаться к мирным инициативам Китая
Мир
ХАМАС может освободить часть заложников при отмене операции Израиля в Рафахе
Общество
Синоптик предупредил москвичей о холодах на 9 мая
Мир
Благодатный огонь сошел в храме Гроба Господня в Иерусалиме
Мир
Белый дом за полгода почти 150 раз исправлял оговорки Байдена
Происшествия
В Белгороде прогремел взрыв
Мир
В Германии нашли могилу одного из командиров Иностранного легиона ВСУ
Мир
Посол Казахстана в РФ назвал чушью утверждения о русофобии в стране
Мир
Захарова назвала дезинформацией обвинения НАТО в гибридных атаках
Армия
Шойгу вручил медали «Золотая Звезда» отличившимся участникам СВО
Армия
ВС России за неделю сбили 15 ракет ATACMS и 201 украинский дрон
Мир
В Дарданеллах у шедшего из Греции в Россию танкера вышел из строя двигатель
Общество
Куклачев заверил поклонников в скором возвращении на сцену
Армия
Система ПВО РФ уничтожила два украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Жители подконтрольного ВСУ Запорожья обвинили военкомат в похищении людей
Мир
Глава МИД Белоруссии назвал бессмысленной инициативу Швейцарии по Украине
Мир
Президент Таджикистана Рахмон приедет в Москву на День Победы 9 мая

Гоп-стоп-механика

. Куры по сцене у японцев, правда, не ходят (хотя их очень легко тут представить), зато ходят мимы, танцоры буто, девушки-чирлидерши и, например, специальные люди для запуска громадного надувного дракона из фольги. Всего в оркестре двадцать с гаком человек: нешуточная духовая секция, два барабанщика, певец в халате и алых трусах, гитаристы, флейтистка, девочка с синтезатором - в общем кого только нет. И все они безостановочно, вроде как бездумно, а на самом деле очень слаженно гонят вперед длиннющие, минут по двадцать, композиции, напоминающие одновременно раннее ска, фанк, польку, клезмер
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Московская часть Фестиваля Сергея Курехина - побратима международного фестиваля SKIF, который сейчас проходит в Питере, - открылась выступлением невообразимого японского оркестра. После Москвы он отправится в тур по российским городам, и можно поклясться, что там ничего подобного тоже не видели.

Токийскую артистическую группировку Шибусаширазу оркестром и даже "оркестром нового джаза" называют скорее для удобства, хотя больше всего она напоминает курехинскую "Поп-механику", имевшую к джазу такое же отношение, как, скажем, к балету. Куры по сцене у японцев, правда, не ходят (хотя их очень легко тут представить), зато ходят мимы, танцоры буто, девушки-чирлидерши и, например, специальные люди для запуска громадного надувного дракона из фольги. Всего в оркестре двадцать с гаком человек: нешуточная духовая секция, два барабанщика, певец в халате и алых трусах, гитаристы, флейтистка, девочка с синтезатором - в общем кого только нет. И все они безостановочно, вроде как бездумно, а на самом деле очень слаженно гонят вперед длиннющие, минут по двадцать, композиции, напоминающие одновременно раннее ска, фанк, польку, клезмер, саундтрек к "Бременским музыкантам", японскую эстраду и фри-джаз нью-йоркского разлива.

Слушая Шибусаширазу, вообще много кого вспоминаешь: они и сами все делают для того, чтобы мы вспомнили побольше. Безостановочный ритм (за два часа - ни одной паузы) явно родом из музыки Фела Кути, изобретателя афро-бита, который тоже был горазд собирать такие вот толпы и играть вещи длиной не менее получаса; нежданные взвизги саксофона напоминают о творчестве Джона Зорна - Шибусаширазу ведь и сыграны не хуже, чем зорновские ансамбли, и дирижер у них такой же: худощавый сосредоточенный человек, весь концерт прошлявшийся по сцене спиной к публике и, кажется, ни разу не улыбнувшийся в отличие от своих подопечных, которые кривлялись, гримасничали и в самом буквальном смысле выпрыгивали из штанов. Все эти мультипликационные ужимки, цитаты из всего на свете, включая "Катюшу", тоже вроде бы зорновские. Но, с другой стороны, все это, включая и нечеловеческую любовь к музыке ска, настолько же узнаваемо японское: проще представить, что нью-йоркские авангардисты именно такими ансамблями и вдохновлялись (во что, учитывая известную их любовь к новой японской музыке, поверить довольно просто).

На самом же деле главное достижение Шибусаширазу не в том, что, глядя на них, вспоминаешь добрую половину музыки ХХ века. А в том, что эта духовая центрифуга с воплями, танцами и саксофонными шуточками как-то моментально всем нравится и немедленно принуждает двигать телом. Рядом со сценой не танцевали разве что некоторые фотографы, и то по долгу службы. С крупными формами и большими составами в том же новом джазе сейчас кто только не экспериментирует: от Matthew Herbert Big Band до Jaga Jazzist. Но это все очень серьезная, даже угрюмая музыка. А у японцев даже фри-джаз - ну, пусть даже намек на него - получается таким неотразимым и радостным, что хоть сейчас на радио "Максимум" крути. А ска, музыка довольно простецкая и придурковатая, выглядит, наоборот, жутко интересным делом.
Комментарии
Прямой эфир