Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
В лаборатории ИКИ РАН зафиксировали удар облака плазмы класса X по Земле
Мир
В Польше из свидетельств о браке уберут слова «муж» и «жена»
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В «ЛизаАлерт» назвали сроки возвращения к поискам Усольцевых в тайге
Мир
Миллер сравнил вывод немецких войск из Гренландии с походом Наполеона
Мир
Президент Болгарии Радев анонсировал свою отставку 20 января
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
МИД России выразил соболезнования гражданам Испании в связи с ж/д катастрофой
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Мир
Журналист Axios Равид сообщил о плане Дмитриева встретиться с Уиткоффом и Кушнером
Общество
Генпрокуратура подала иски к рыбопромысловикам Мурманска и Хабаровска
Мир
Итальянский модельер Валентино Гаравани умер в возрасте 93 лет
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Общество
Московские врачи извлекли свиное ухо из пищевода женщины
Политика
В Совфеде оценили прогноз по перезагрузке отношений России и ЕС
Мир
Политолог оценил вероятность холодной войны между Европой и США из-за Гренландии
Общество
Стало известно о хранении более $5 млн на счетах Тимошенко и ее мужа в 2024 году

Потомки князей вступили в борьбу за недвижимость

- Мы просто хотим, чтобы государство официально признало незаконность национализации имущества в 20-х годах и принесло извинения за то, что людей выгнали из собственных домов и собственной страны, подвергнув их унижению, - говорит Борис Туровский. По мнению же княгини Веры Оболенской, гражданки Франции, государство должно признать право наследников на участие в судьбе исторических памятников: "Чтобы мы вместе с государством могли следить за приватизацией, так как это было наше имущество"
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
В предстоящую в стране приватизацию исторических памятников неожиданно вмешалась "третья сила". Представители семей российских аристократов, которым до революции принадлежали дворцы, особняки и имения, возмущены тем, что государство намерено распродавать "их" собственность. Наследники требуют реституции и извинений. Как выяснили "Известия", теоретически у них есть возможность получить недвижимость предков назад даже в рамках действующего законодательства.

Представители самых известных в России дворянских фамилий - Оболенских, Шаховских, Рождественских и других - впервые "выступили единым фронтом", чтобы выразить свою озабоченность по поводу предстоящей в России приватизации исторических памятников. Местом своей первой встречи князья и графини выбрали Санкт-Петербург, так как именно там жило большинство их предков и там же расположены дома и дворцы, которые русское дворянство по-прежнему считает "родовыми гнездами".

В северной столице находится свыше 7 тысяч исторических памятников, большая часть которых сосредоточена в центре города. По словам руководителя петербургского отдела "Российского имперского Союза-Ордена" (старейшей организации русского зарубежья) Бориса Туровского, практически все здания в центре северной столицы на сегодняшний день имеют законных наследников. И эти наследники требуют, чтобы до решения вопроса о приватизации на государственном уровне был поднят вопрос о реституции.

- Сейчас, когда начинаются продажи исторических зданий, у государства могут появиться новые проблемы. И получится так, что здания будут иметь двух владельцев: фактического покупателя и наследника, у которого есть все документы, подтверждающие право собственности, и который по идее через международный суд сможет свои права отсудить, - заявил "Известиям" Борис Туровский.

На большинстве исторических зданий в Санкт-Петербурге нет вообще никаких упоминаний об их истории и бывших владельцах - и это особенно печалит наследников. Нина Рождественская, чья бабка была графиней, призналась, с какой грустью она смотрит на свой родовой особняк в Гатчине (пригород Санкт-Петербурга), где ныне располагается районный отдел загса: "Мой дед был почетным гражданином Гатчины, заведующим канцелярией Марии Федоровны. Он купил там землю в 1910 году за 33 500 рублей - у меня сохранилась купчая. К 1914-му построил дом - в нем жила вся наша семья... Сегодня я смотрю на него с тяжелым чувством. Здание ветшает, мемориальная доска, которая там была раньше, исчезла".

- Мы просто хотим, чтобы государство официально признало незаконность национализации имущества в 20-х годах и принесло извинения за то, что людей выгнали из собственных домов и собственной страны, подвергнув их унижению, - говорит Борис Туровский. По мнению же княгини Веры Оболенской, гражданки Франции, государство должно признать право наследников на участие в судьбе исторических памятников: "Чтобы мы вместе с государством могли следить за приватизацией, так как это было наше имущество". А если государство предложит наследникам приватизировать "их" же дома по льготной цене? "Покупать свой дом - это смешно! Мы не станем этого делать, даже если бы были средства", - на французский манер картавя, гордо заявила княгиня Оболенская. На вопрос о деньгах князья брезгливо морщатся. "Нас заставили собраться не мелочные аспекты и не шкурный интерес. Просто у нас сердце болит за Россию. Мы - Рюриковичи и за одиннадцать веков привыкли что-то делать для страны", - говорит князь Дмитрий Шаховской, гражданин Франции.

- Подобные претензии российских аристократов могут быть рассматриваемыми с двух сторон, - рассказал "Известиям"один из крупнейших в стране экспертов по вопросам памятников архитектуры, директор Института искусствознания Минкульта РФ Алексей Комеч. - Недвижимость может быть им возвращена в рамках общего закона о денационализации, но его нет и не предвидится. Но есть и еще одна возможность - в рамках действующих законов о приватизации. В процессе приватизации могут быть применены режимы льготной реституции. Может быть, стоит отдавать потомкам дворянских фамилий недвижимость и бесплатно. Но каждый случай должен рассматриваться отдельно, ведь эти роды сильно обеднели. Вопрос в том, смогут ли они, получив недвижимость, отреставрировать и затем достойно содержать ее дальше.

Между тем, возможно, что потомки дворянских фамилий найдут поддержку и у российских законодателей. По крайней мере требования наследников поддерживает депутат Госдумы Александр Чуев, инициатор законопроекта о реституции. "Если мы хотим создать правовое государство, необходимо на государственном уровне дать моральную оценку национализации и извиниться. А если приватизация исторических памятников будет проводиться без учета прав бывших хозяев, то это будет и незаконным, и безнравственным", - уверен депутат.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир