Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Генеральный штаб может превратиться в торговый центр

- Как было сформулировано проектное задание и проходила ли процедура согласования в установленном законом порядке? - решительно начал он. Далее Комеч напомнил, что здание Главного штаба является памятником мирового значения, а также то, что один из авторов проекта реконструкции - Никита Явейн - возглавлял долгое время питерское Управление по охране памятников. Отвечать взялся Михаил Пиотровский, который в свою очередь напомнил, что речь идет еще не о проекте, а о предпроектном предложении, а также высказал суждение, что система охраны памятников должна быть гибче
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В Музее архитектуры открылась выставка, посвященная программе "Большой Эрмитаж". На ней представлены проекты реконструкции восточного крыла здания Главного штаба, не так давно переданного музею. Согласно одному из них, храм искусств будет очень сильно напоминать торговый центр.

- Михаил Борисович будет главным героем нашего дня, - открыл пресс-конференцию директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Всем своим видом (ярко-красная майка) он давал понять, что предстоит неформальное общение. Так и произошло. После презентационных выступлений Михаила Пиотровского (сообщившего, что выставленные проекты уже вошли в золотой фонд бумажной архитектуры), представителя Всемирного Банка, проводившего конкурс предпроектных предложений по реконструкции, и заместителя министра культуры Дмитрия Амунца (он назвал предполагаемый бюджет проекта "Большой Эрмитаж" - 155 млн долларов) слово взял Алексей Комеч, директор Института искусствознания и крупнейший специалист по охране памятников.

- Как было сформулировано проектное задание и проходила ли процедура согласования в установленном законом порядке? - решительно начал он. Далее Комеч напомнил, что здание Главного штаба является памятником мирового значения, а также то, что один из авторов проекта реконструкции - Никита Явейн - возглавлял долгое время питерское Управление по охране памятников. Отвечать взялся Михаил Пиотровский, который в свою очередь напомнил, что речь идет еще не о проекте, а о предпроектном предложении, а также высказал суждение, что система охраны памятников должна быть гибче. "Я не вижу необходимости оправдываться. А что касается моей работы, то я уже два года как не работаю в охране памятников", - обиженно сказал Никита Явейн. За него оправдался его брат и соратник по "Студии 44" Олег Явейн: "Эрмитаж - это центр мира. Мы любим его и знаем больше, чем те, кто нас критикует!"

Комеч не унимался: "Какое было задание?" Никита Явейн все-таки раскололся: "Реставрация, реконструкция с приспособлением под музейные нужды". После чего Комеч заключил: "В законе нет слова "реконструкция", по отношению к памятникам архитектуры реконструкция запрещена. Допустима только реставрация. А ваш проект по отношению к памятнику - варварский!". Народ притих, Давид Саркисян сиял.

Олег Явейн начал было говорить, что там уже пошли трещины - в том смысле, что хватит болтать, пора бы уже и стройку начинать. За Эрмитаж вступился Дмитрий Амунц, заверивший, что процедура будет соблюдена. А Михаил Пиотровский сказал, что еще ни один закон памятников не спасал, и вообще - давайте говорить об архитектуре!

Но об архитектуре поговорить не успели - пора было открывать выставку. Все пошли смотреть проекты и пить шампанское из пластиковых фужеров.

Главная проблема выставки так и осталась в тени. В конкурсе Всемирного Банка победила питерская "Студия 44" во главе с братьями Явейнами. Но консультантом проекта стала голландская студия АМО/ОМА во главе со знаменитым архитектором Ремом Кулхасом, имеющим огромный опыт работы с музеями, и в частности с Эрмитажем (он - автор музея "Эрмитаж-Гуггенхайм" в Лас-Вегасе). Кулхас, как серьезный архитектор, делает исследование проблемы, предлагает варианты решений: как разместить гигантскую коллекцию в маленьких залах, каким вообще должен быть музей. А братья Явейны, не дожидаясь окончания исследований, уже сделали проект, согласно которому дворы Главного штаба объединяются в анфиладу атриумов. В результате музей будет напоминать торговый центр - жанр, на котором и специализируется "Студия 44".

Михаил Пиотровский сказал, что проект Явейнов является базовым, но он корректируется Ремом Кулхасом. "Все участники психологически довольны", - заключил Михаил Борисович. Но судя по мрачному виду Никиты Явейна, прежде не сталкивавшегося с большой архитектурой, это не совсем так.
Комментарии
Прямой эфир