Ностальгия непродуктивна
А на днях пришло письмо, посвященное публикации в печатном издании. Журналу "Эксперт" дал интервью глава президентской администрации Дмитрий Медведев, где и помянул неприглядные нравы и обычаи олигархических СМИ ельцинского периода. Вот на это и откликнулся московский читатель Иван Шухов, поведавший, что его охватила ностальгия по тем временам: "Сколько же разных точек зрения высказывалось по поводу одних и тех же событий, одних и тех же людей, особенно перед президентской предвыборной кампанией. Конечно, может, и нельзя назвать эти СМИ свободными, каждый из каналов высказывал точку зрения своих фактических каналов, которые боролись за "своих " кандидатов, а мы с интересом следили за всеми перипетиями и составляли свое мнение".
Ностальгия - это чаще всего протест против жизни сегодняшней. В наше странное переходное время в почте газеты, как и в окружающей действительности, одномоментно сходятся сразу несколько ностальгий: по сталинскому "порядку", по брежневскому "процветанию", по надеждам горбачевской поры и по ельцинской "свободе". Правда, явно на убыль пошла идеализация царской России.
Я лично лечу знакомых от ностальгии прямым вопросом: а вы сами лично хотели бы снова жить при Сталине, Брежневе и т.п.? Подумав, люди редко дают утвердительный ответ. Да и сам я, например, как журналист, не хотел бы снова жить во времена грязных "информационных войн". Из плюрализма лжей не сложишь одной правды, а за принадлежность к общей с Сергеем Доренко профессии было мучительно стыдно. Да и социологи констатируют, что именно тогда началось обвальное падения доверия населения к СМИ, от которого мы страдаем по сей день.
А с другой стороны - грехи прошлого никак не могут служить оправданием глупостей нынешних. С той же свободой слова лучше не стало. По-прежнему не важно, хотя и по-другому. Но задача не в том, чтобы искать идеал в прошлом, а в том, чтобы исправлять существующую ситуацию.
Для журналистов это прежде всего значит - стараться вернуть доверие аудитории. Чем мы в "Известиях" и занимаемся, нередко до крика споря между собой о том, как этого добиться.