Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Спенсер Туник: "Идеалом становится человек, который пытается спрятать свое тело"

- Толпа - тупая агрессивная масса. Я собираю группы. Причем до сих пор продолжаю снимать отдельных обнаженных натурщиков, но мне действительно мало одного-двух для того, чтобы создавать скульптурные композиции из человеческих тел. А меня интересует именно скульптура. Мои работы надо рассматривать как продолжение традиций ленд-арта 60-70-х годов. Мне нравится, что люди во время акции могут приходить в восторг, испытывать чувства блаженства и освобождения, а кто-то, наоборот, посмотрит на все происходящее с отвращением
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В галерее RuArts открылась выставка знаменитого американского художника Спенсера Туника из серии "Обнаженный мир" - несколько фотографий и видео, документирующих его перформансы в разных городах мира. Туник - крупнейший в мире специалист по скульптурам, материалом для которых служат тысячи обнаженных человеческих тел. Количество участников проектов Туника неуклонно растет: 4500 человек в 2001 году в Мельбурне и 7000 человек в 2003 году в Барселоне. О планах на Москву Спенсер Туник рассказал в интервью корреспонденту "Известий" Наталии Володиной.

известия: Вы говорите, что ваша задача - противопоставить хрупкое нагое человеческое тело грубости урбанистического пейзажа. Почему для решения этой задачи понадобились толпы обнаженных?

Спенсер Туник: Нет, давайте сразу оговоримся, не толпы. Толпа - тупая агрессивная масса. Я собираю группы. Причем до сих пор продолжаю снимать отдельных обнаженных натурщиков, но мне действительно мало одного-двух для того, чтобы создавать скульптурные композиции из человеческих тел. А меня интересует именно скульптура. Мои работы надо рассматривать как продолжение традиций ленд-арта 60-70-х годов. Мне нравится, что люди во время акции могут приходить в восторг, испытывать чувства блаженства и освобождения, а кто-то, наоборот, посмотрит на все происходящее с отвращением. Мне нравится, но для меня это не главное.

известия: А вас не смущает материал, который вы используете?

Туник: Классный материал, после работы с ним можно, например, позавтракать.

известия: О вас пишут приблизительно так: Туник побил очередной рекорд. 500 человек в универмаге Selfridges, 2000 - в Хельсинки, 4000 - в Сантьяго-де-Чили, 7000 - в Барселоне. Хотите добиться высоких производственных показателей?

Туник: Это обманчивое впечатление. На самом деле я бы хотел работать с меньшим числом людей, но это будут композиции из обнаженных. Количество же натурщиков зависит от выбранного места, каждая площадка требует определенного количества людей, должны соблюдаться пропорции. Иногда мало бывает и ста человек, иногда на перформанс приходит слишком много, приходится отсеивать. Например, в Чили мы пригласили четыреста человек, но неожиданно пришли две тысячи и ситуация вышла из-под контроля. Это не достижение, а упущение в организации.

известия: Вы говорите о совершенно безобидных вещах, скульптурах, искусстве, за что же вас арестовали в Нью-Йорке?

Туник: Меня арестовывали в Штатах пять раз. И каждый раз незаконно, и каждый раз я выигрывал дело. На моем задержании настаивали правые консерваторы, которые усматривали криминал в моих действиях, инсталляции им казались надругательством над человеком. На самом деле я никому не причинял вреда и до этого уже проводил перформансы в Лондоне, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Барселоне и т.д., и везде к моему искусству относились с пониманием. С пониманием к тому, что я хочу продемонстрировать красоту тела.

известия: Чем вызвана такая реакция в Америке?

Туник: Америка консервативна и чопорна. Похоже, она простилась со свободой, завоеванной в ходе сексуальной революции. Сегодня происходит своеобразный откат, возвращение к консерватизму прошлого, к человеку в футляре. Идеалом становится человек, который пытается спрятать свое тело.

известия: Какая страна оказалась самой либеральной по отношению к вашим работам?

Туник: Чили. Чилийцы на первый взгляд скованны, и кто мог ожидать, что две тысячи людей добровольно разденутся, придут от этого в полный восторг и разбегутся по городу. Это было торжество свободы, совершенно незапланированное, спонтанное, никаких бесчинств. После акции чилийцы назвали меня Человеком года. Они говорят, что время для них разделилось на два периода - до и после Туника.

известия: Вы собираетесь устроить перформанс и в Москве?

Туник: Пока я только обсуждаю возможность его проведения. Обычно мне приходит приглашение от музея современного искусства страны, и он уже занимается организационными вопросами. К сожалению, российские музеи не в состоянии оказать поддержку, у них нет соответствующих инфраструктур. Но, быть может, это заинтересует кого-то еще. Во всяком случае, я надеюсь. (Организация перформанса с участием 2000 человек занимает четыре месяца и стоит 35-60 тысяч долларов. - "Известия".)

известия: А место уже выбрали?

Туник: Нет, это всегда держится в тайне. Место я называю только за неделю до начала. Это железно.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...