Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

"Русский репертуарный театр давно мертв"

Но главный вопрос - это вопрос о дальнейшем существовании этих, так называемых "великих" театров. И здесь борются между собой две отрицающие друг друга идеи. Одна, предложенная Михаилом Швыдким, - это возможность перевода театров на хозрасчет, другая, предложенная многими театральными деятелями, - оставить все как есть или во всяком случае не торопиться. В первом случае есть опасность, что театральные площадки перейдут в собственность бизнесменов и превратятся в казино и рестораны
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Вот основные мифы, связанные с так называемой театральной реформой. Миф первый - гибель великого русского репертуарного театра. Все это вымысел и лицемерие, потому что российский репертуарный театр уже давно не великий. Девяносто процентов российских театров - это мертвое искусство, не имеющее отношения ни к системе Станиславского, ни к другим русским драматическим школам прошлого. Там все сплошная фальшь. Ничего живого там нет, и никаким величием русского театра там и не пахнет.

Прошу прощения за то, что вынужден говорить так принципиально, но кто-то же должен об этом говорить. Тем более что об этом все знают. Знают, но прилюдно молчат. И я вовсе не хочу никого обидеть, но когда руководители театров с пеной у рта кричат о гибели русского театрального искусства, я хочу спросить у них: о каком искусстве они так рьяно говорят?

Итак, первое - великому репертуарному русскому театру уже не угрожает гибель, потому что этот театр давно мертв.

Но главный вопрос - это вопрос о дальнейшем существовании этих, так называемых "великих" театров. И здесь борются между собой две отрицающие друг друга идеи. Одна, предложенная Михаилом Швыдким, - это возможность перевода театров на хозрасчет, другая, предложенная многими театральными деятелями, - оставить все как есть или во всяком случае не торопиться. В первом случае есть опасность, что театральные площадки перейдут в собственность бизнесменов и превратятся в казино и рестораны, во втором случае - бездари и лентяи будут продолжать тешить свое самолюбие, развлекаясь театральными постановками, за счет налогоплательщиков, а актеров, как крепостных, по-прежнему будут распределять на роли без их согласия, за унизительную зарплату.

И в связи с этим я хотел бы сделать официальное заявление. У российского театра есть не два, а три, четыре, пять, десять путей развития. Проблема в том, что наше правительство, которому сейчас не до театра, наспех выслушивает только две из десяти возможных идей театральной реформы.

И главное, не знаю, сознательно это делается или нет, но почему-то в нашей стране театральное искусство разделено на так называемое "современное, молодежное" и на "официальное, серьезное". Чушь! Настоящее искусство не может быть не современным, а театр, как говорил Эфрос, - это дело молодых. Имеется в виду не возраст, конечно, а состояние души.

Так почему же театральную реформу обсуждают только те, кто состоялся много, много лет назад, а сегодня зачастую уже ничего, кроме громкого имени, за душой не имеет? Почему в обсуждении на самом высоком уровне не принимают участия молодые, те, кто реально представляет российский театр сегодня, те, по кому судят о состоянии русского театра за рубежом? Правда заключается в том, что в предложенной Михаилом Швыдким идее есть много умного и полезного, но эту идею нужно трансформировать, ее нужно дорабатывать, и в этом деле должны, обязаны принимать участие "действующие лица", независимо от прошлых заслуг и громких имен.

Есть пути развития театра. И они очень конкретны. Главное, чтобы наш президент понял, что театральная реформа сегодня важна не меньше, чем "монетизация льгот". И работать в этом направлении должны не только те, кто имеет возможность входить к президенту в кабинет, но главным образом те, кому предстоит жить в этом государстве завтра.

Иван Вырыпаев, драматург, актер
Комментарии
Прямой эфир