"Волку показали дорогу в курятник"
В четверг в Вашингтоне прошло заседание 24 директоров Всемирного банка, посвященное назначению заместителя министра обороны США Пола Вулфовица главой этой международной организации. Днем раньше его кандидатура, предложенная в середине марта Джорджем Бушем, была одобрена правительствами стран ЕС. Европа не использовала свое право вето при избрании "архитектора иракской войны" главой банка.
Прилетевший в Европу на несколько часов Вулфовиц успел очаровать своих недоброжелателей, с удивлением констатировавших, что вашингтонский ястреб оказался "большим интеллектуалом" и к тому же "очень скромным человеком". "Понимаю, что я, мягко говоря, противоречивая фигура, но надеюсь, что, когда люди узнают меня получше, они поймут, что я глубоко верю в миссию банка", - сказал им Вулфовиц. Между тем атмосфера перед его приездом была по меньшей мере напряженной. Его назначение называли "устрашающим", и даже в США звучали сомнения по поводу того, что под его руководством у развивающихся стран будет шанс развиваться мирно. Обыгрывая его фамилию, корень которой идентичен английскому слову wolf ("волк"), о его приходе во Всемирный банк говорили как о посещении волком курятника. И, разумеется, сравнивали его с архитектором другой войны - вьетнамской, Робертом Макнамарой, ставшим главой Всемирного банка в 1970-е годы. Опасения, что теперь, как и тогда, предоставление денежной помощи будет обусловлено лояльностью по отношению к Соединенным Штатам, стали общим местом оппозиционной риторики.
Прежний президент ВБ, Джеймс Вулфенсон, предложенный на этот пост Биллом Клинтоном, уходить не хотел, но так и не смог получить поддержку Белого дома. Те, кто не желает открыто связывать его смещение с желанием американской администрации активнее влиять на развивающиеся страны, уверяют, что прежнее руководство ВБ было неэффективным и предпочитало борьбе с бедностью яркие и масштабные проекты - строительство хайвэев, аэропортов и дамб, которые только увеличивали долговое бремя беднейшей части населения планеты. Однако им на смену теперь придут начинания не менее масштабные - создание в странах, являющихся клиентами банка, демократических режимов.