Компания из снега
Странный механический зверь
Накануне нового, 1923 года семейство Бомбардье собралось во дворе дома. Старший сын, пятнадцатилетний Жозеф-Арман, обещал показать свое новое творение - механические сани. Сюрприз не заставил себя ждать. Из ворот сарая выкатилась диковинная повозка, которую младшие дети тут же прозвали "странным механическим зверем". На поставленных друг за другом санках стоял двигатель с Ford T, к которому крепился располагающийся сзади самолетный пропеллер. Под изумленные взгляды взрослых и радостные крики детей братья Жозеф-Арман и Леопольд завели двигатель и, подняв тучи снега, выкатили со двора. Леопольд управлял санями при помощи привязанных к полозьям веревок, а Жозеф-Арман следил за двигателем. Братья вернулись, проехав около полутора километров по главной улице городка. Отец встретил радостных умельцев сурово: заявив, что открытый пропеллер слишком опасен, он приказал разобрать сани. Несколькими минутами позже папа отозвал главного создателя мотосаней Жозефа-Армана в сторону и сказал, что гордится им.
Жозеф-Арман Бомбардье (Joseph-Armand Bombardier) родился 16 апреля 1907 года в маленьком канадском городке Валькур, что расположен к востоку от Монреаля в провинции Квебек. Валькур, скорее, был большой деревней, и многие жители занимались сельским хозяйством. Мать Жозефа-Армана Анна Гравел и отец Альфред Бомбардье тоже были фермерами, а позже занялись торговлей. Жозеф-Арман был старшим из их восьми детей.
Как и все дети, маленький Жозеф-Арман любил разбирать самые разнообразные вещи. Но когда он в 13 лет собрал свою первую игрушку - механический паровозик с приводом от механизма настольных часов, все родные уверились в его инженерном таланте. Вскоре за паровозом, к радости братишек и сестренок, последовали тракторы, лодки и другие механические игрушки. Необходимые для их сооружения будильники Жозеф-Арман покупал у местного ювелира. На деньги, полученные от приходского священника за помощь в служении мессы.
О нуждах взрослых Жозеф-Арман тоже не забывал. Откопав в сарае старую швейную машинку, он построил на ее основе небольшой паровой двигатель. Потом он поставил его на прялку своей тети Мари. Теперь главной заботой тетушки стало вовремя подкладывать дрова, чтобы окутанная клубами пара пыхтящая прялка крутилась быстрее и быстрее.
Чуть позже, окрыленный своими удачами, Жозеф-Арман упросил мистера Аршамбо, городского ветеринара, и друга своего отца Пола отдать ему ненужное ружье 12-го калибра. Он полностью его разобрал, изменил магазин, запальную систему и казенную часть, приделал к нему металлические колеса и собрал... пушку. Испытания ее огневой мощи прошли на квартире ветеринара неделю спустя. Мини-орудие взорвалось, чуть не убив вместе с изобретателем все семейство Аршамбо.
После этого инцидента родители решили срочно остудить изобретательский зуд Жозефа-Армана. По традиции старший сын в семье Бомбардье становился священником. И 14-летнего Жозефа-Армана срочно отправили готовиться к этой почетной миссии в Шербрукскую семинарию.
Затишье длилось полгода. Когда Жозеф-Арман приехал домой на зимние каникулы, отец решил занять его чем-то безопасным и подыскал старый Ford модели Т с поломанным двигателем. Этот подарок оказался для Жозефа-Армана как нельзя кстати. Не так давно в семинарии на уроке Закона Божьего у него возникла идея построить машину для езды по глубокому снегу. В Канаде снега много, и в те времена такие маленькие поселения, как Валькур, зимой часто оказывались отрезанными от "большой земли".
Предприимчивый Жозеф-Арман привлек к работе своих братьев постарше, и работа закипела. Аэросани Бомбардье были предельно просты: двое санок, отремонтированный фордовский движок и самолетный пропеллер. Через неделю довольный Жозеф-Арман промчался на них через весь Валькур. И хотя отец тут же приказал разобрать аэросани, родители уже всерьез сомневались, что из Жозефа-Армана получится священник. Когда тому исполнилось 17 лет, отец согласился с его решением бросить семинарию. Счастливый Жозеф-Арман отправился работать в одну из автомастерских Монреаля.
Назад - в деревню
Всего Жозеф-Арман проработал автомехаником в Монреале два года. За это время он окончил заочные курсы механики и электротехники, проштудировал горы специальной литературы. К тому же он выучил английский язык. До этого, живя во французской части Канады, он прекрасно обходился родным французским.
В Валькур Жозеф-Арман вернулся в 1926 году, чтобы открыть собственную автомастерскую. Папа помог ему деньгами, а братья - руками. Скоро совместными усилиями всего семейства Бомбардье автомастерская открылась. Теперь Жозеф-Арман занимался любимым с детства делом - разбирал и собирал вещи заново. Вскоре вся округа знала, что Жозеф-Арман Бомбардье отлично ремонтирует не только машины, но и утюги, циркулярные пилы или водяные насосы. В 1929 году он полностью становится на ноги: возвращает отцу взятые на постройку мастерской деньги и женится на местной девчонке Ивонне Лабрек. С Ивонной они жили счастливо, и она родила ему шестерых детей.
Но идея постройки легкого и маневренного снегохода для перевозки одного-двух человек не давала Жозефу-Арману покоя. В то время уже существовало несколько решений для езды по снегу, но они имели явные недостатки. Изобретенные русским инженером Сергеем Неждановским в 1903 году аэросани могли двигаться только по открытой и ровной местности и не могли преодолевать даже незначительный подъем. А созданный Элвином Ломбардом в 1901 году трактор-снегоход (с гусеничным приводом сзади и парой рулевых лыж спереди) весил около 20 тонн.
Тогда Бомбардье скрупулезно, шаг за шагом исследует все возможные варианты конструкции в поиске нужного решения. В 1928 году он поставил на лыжи и гусеницы автомобиль Ford T. Но автомобильные двигатели были слишком тяжелыми для задуманного Жозефом-Арманом легкого снегохода. Тогда он решил сделать собственный мотор. В 1933 году его постройка была завершена, и Бомбардье смонтировал этот легкий по тем временам 45-килограммовый двигатель на нескольких прототипах. Однако выяснилось, что мотор быстро перегревается, и идею его использования пришлось забросить.
Может быть, Жозеф-Арман так и прекратил бы свои поиски, если бы семейная трагедия не показала, насколько необходим легкий и маневренный снегоход с высокой проходимостью. Зимой 1934 года двухлетний сын Бомбардье Ивон умер от перитонита - из-за того, что его не смогли вовремя привезти в больницу из занесенного снегом Валькура. Теперь Жозеф-Арман взялся за создание снегохода с удвоенной энергией. Если создать легкий снегоход пока технически невозможно, решил он, надо увеличить маневренность и проходимость тяжелых снегоходов.
Уже через год он разработал армированное хлопком резиновое гусеничное полотно и обрезиненные зубчатые колеса для привода таких гусениц. Продолжавшиеся почти 10 лет поиски закончились удачей. Эти изобретения позволили отказаться от тяжелых стальных гусениц, а заодно и улучшить сцепление с поверхностью. Завершив их разработку, Бомбардье в июне 1937 года получил на них патенты.
Как только содержание изобретений Жозефа-Армана было опубликовано в патентном вестнике, он получил несколько заманчивых предложений продать патенты от крупных автомобильных компаний. Однако Бомбардье их отклонил. Потратив на поиск нужного решения 10 лет, теперь он хотел сам вывести свое детище в большой мир.
Изобретение всей жизни
Зимой 1936-1937 годов Бомбардье начал выпуск своей первой коммерческой модели снегохода В7. "В" здесь значило Bombardier, а семерка - количество пассажиров. Этот снегоход имел закрытую автомобильную кабину, развивал скорость 40 км/ч и легко преодолевал полуметровые сугробы. Всего за первый год было продано семь таких машин. Первыми покупателями B7 стали сельские ветеринары, врачи и владельцы похоронных контор.
Пока продажи потихоньку росли, Бомбардье не только постоянно усовершенствовал свои снегоходы, но и активно занимался их продвижением. Например, разъезжая по стране на своем снегоходе, Жозеф-Арман всегда парковал его напротив редакции крупнейшей местной газеты. Снегоходы были тогда в диковинку, и упоминание в прессе было гарантировано.
Впрочем, Бомбардье твердо верил, что хороший продукт будет продаваться и без навязчивой рекламы. До конца жизни он повторял: если продукт будет полезным и хорошо сделанным, то покупатели станут охотно платить за него. И его покупатели так и делали!
Число заказов росло, и в 1940 году Бомбардье построил в родном городке новый завод мощностью 200 машин в год. С началом Второй мировой войны заводы Бомбардье начали выпуск бронированных снегоходов для армии. Всего за годы войны было выпущено 1900 бронеснегоходов. Годовое производство выросло до 230 машин.
За военные годы бизнес Жозефа-Армана окреп, и в 1942 году он преобразовал свою частную компанию в акционерное общество L'Auto-Neige Bombardier Limitеe. А полученные от выпуска акций средства стали основой бурного послевоенного расцвета компании. Уже в 1947 году Bombardier строит новый завод, где впервые снегоходы собираются на конвейере. Оборот компании в 1948 году составил $2,3 млн - в 10 раз больше, чем в 1943. Чистая прибыль достигает $324000.
Удар по снегоходам
Чтобы компенсировать большую сезонность спроса на снегоходы, Жозеф-Арман в горячую зимнюю пору нанимал на работу фермеров. А когда весной производство почти останавливалось, довольные зимним заработком, фермеры возвращались возделывать свои поля. Таким образом, экономия на зарплате и выходных пособиях получалась очень заметной.
Зато со своими подрядчиками Бомбардье не церемонился. Если его не устраивало качество поставляемых деталей, он бросал все силы на поиск лучшего решения и, запатентовав новую деталь или процесс, разворачивал производство этих комплектующих внутри Bombardier. Такая политика была прямо противоположной общей тенденции в отрасли, зато качество Bombardier при жизни Жозефа-Армана не знало равных.
И вдруг в 1949 году правительство штата Квебек нанесло неожиданный удар по процветанию Bombardier. Было решено расчищать от снега все дороги, включая и глухие сельские. Прогресс больно ударил по Жозефу-Арману - через год продажи его компании упали в два с лишним раза.
Впрочем, чтобы занять новые рыночные ниши, Бомбардье потребовалось совсем немного времени. В следующем году Bombardier начала производство небольших колесных вездеходов и снегоходов, у которых лыжи можно было заменить на колеса для езды по асфальту.
В 1958 году Жозеф-Арман вернулся к мечте своей молодости - создать легкий снегоход для одного человека. Теперь, используя появившиеся легкие двигатели и сделанные Бомбардье за последние 25 лет изобретения, задачу удалось решить. В 1959 году Жозеф-Арман пригласил своих друзей покататься на первом экземпляре принципиально нового снегохода. Именно на снегоходах такой конструкции катаются сейчас любители зимнего отдыха. Друзьям Бомбардье этот снегоход, названный Ski-Doo, так понравился, что они катались на нем три дня почти без перерывов.
Появление Ski-Doo создало не только новый рынок для Bombardier, но и новый вид зимнего спорта и отдыха. Сам Бомбардье не дожил до победного шествия Ski-Doo, над которым он работал всю жизнь. К моменту его смерти в 1964 году продажи этого снегохода достигли 10 000 в год, через 10 лет они выросли еще на порядок.
Своим детям Жозеф-Арман оставил процветающую компанию с оборотом $3,5 млн и прибылью в $850000. Свое последнее слово наследникам он записал на кинопленку и попросил их об одном: продолжать его дело. И потомки Жозефа-Армана до сих пор контролируют Bombardier, а их общее состояние составляет $2,7 млрд.
История создания снегохода
Первую машину для езды по снегу построил в 1901 году Элвин Ломбард. Его машина имела гусеницы сзади и лыжи спереди, но проваливалась в глубокий снег, так как весила 20 тонн.
Первые аэросани (где движущую силу создает воздушный винт) построил русский инженер Сергей Неждановский в 1904 году. К 1912 году было налажено их серийное производство для нужд армии на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге.
Компания Bombardier сегодня
является мировым производителем ближнемагистральных самолетов и самолетов деловой авиации, поездов, аэрокосмической техники, катеров и снегоходов. В 2001 году в компании работало около 80 000 человек, а оборот составил 16 млрд канадских долларов.
Понятная реклама
Жозеф-Арман Бомбардье недолюбливал рекламу, но любил демонстрировать превосходство своей техники. Например, решающим для коммерческого успеха гусеничного вездехода Muskeg ("болото" на языке индейцев) оказался успех антарктической экспедиции Вивьяна Фучса в 1957 году.