Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Моя задача - снять уродство так, чтобы на фотографии человек был совершенен"

Я не стремлюсь продемонстрировать разного рода уродства. То есть не то чтобы я выискивал уникальные случаи, а потом делал из их показа сенсацию, нет, у меня другая задача - снять уродство так , чтобы на фотографии человек был по-своему совершенен. И потом, жизнь прожить - не поле перейти. На этом долгом пути каждому приходится нести свои тяжести. Я взял на себя труд "поднять" обычное уродство до уровня искусства и, может быть, таким образом вызвать сострадание к этим людям
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В Московском Доме фотографии открылась очередная партия выставок фестиваля "Мода и стиль в фотографии". Главной сенсацией этой серии стала персоналка американца Джоэль-Питера Уиткина - одного из самых скандальных фотографов современности, которого нередко называют "новым Босхом". Перед вернисажем с ним встретилась корреспондент "Известий" Наталия Володина.

известия: Уроды, умственно отсталые, карлики, дамы с волосатыми лицами, согласные позировать в вечерних нарядах, - вот герои ваших фотографий. Почему уродства вызывают у вас такой жгучий интерес?

Джоэль-Питер Уиткин: Я не стремлюсь продемонстрировать разного рода уродства. То есть не то чтобы я выискивал уникальные случаи, а потом делал из их показа сенсацию, нет, у меня другая задача - снять уродство так, чтобы на фотографии человек был по-своему совершенен. И потом, жизнь прожить - не поле перейти. На этом долгом пути каждому приходится нести свои тяжести. Я взял на себя труд "поднять" обычное уродство до уровня искусства и, может быть, таким образом вызвать сострадание к этим людям.

известия: А была ли какая-то предыстория у вашего увлечения?

Уиткин: Да, это давно произошло, я был еще ребенком и в один воскресный вечер шел в церковь с матерью и братом. Вдруг мы услышали сильный шум. Произошла авария - столкнулись четыре машины. Мать с братом бросились на помощь пострадавшим, а я, оставшись в одиночестве, стал рассматривать перевернутую искореженную машину, потом наблюдать за причудливой тенью. Тем временем из машины выкатилось что-то круглое и остановилось у моих ног. Это была голова девочки. Потом я часто пытался представить, как она смотрит на мир после смерти, и желание увидеть мир ее глазами заставило меня взять в руки камеру.

известия: Молодая американская фотограф, снимающая серию про трансвеститов, рассказывала, что затеяла всю съемку для того, чтобы увидеть и показать уязвимость этих людей. А чего хотите вы?

Уиткин: Я вижу в этих людях жертв обстоятельств и хочу сказать людям о том, что они заблудились и необходимо найти какой-то выход. Мои работы - это откровение о времени, в котором мы живем, обращение к людям. Я не пытаюсь читать проповеди, просто напоминаю о том, что надо думать о спасении.

известия: Как складываются ваши отношения с моделями?

Уиткин: Они входят в мою жизнь и остаются в ней надолго. Конечно, я им сочувствую, но стараюсь, чтобы мы общались на равных.

известия: Когда вы пытаетесь искалеченных людей представить на фотографиях красивыми, трогательными, не навязываете ли вы им какие-то собственные идеи? Были ли случаи, когда модели предлагают свои варианты?

Уиткин: Я стараюсь быть очень внимательным и чутким к своим моделям, порой они сами предлагают верное решение. Вообще обычно я, увидев человека, уже прикидываю, как я его сниму, и до съемки знаю, какая эта будет композиция, сюжет. Но вот недавно в Сан-Франциско я работал с трансвеститом, который собирался сделать операцию по перемене пола. Я еще не представлял себе композицию, но в качестве реквизита взял с собой пластиковый зародыш - может быть, пригодится. Когда пришел на съемку, обнаженная модель прогуливалась по квартире, демонстрируя свою красоту. Это был мужчина, готовящийся стать женщиной. Он действительно был красив и производил сильное впечатление. Я даже не знал, на что смотреть, - совершенная форма груди (так как модель сидела на гормонах) и в то же время внушительный член. Когда я стал доставать из сумки зародыш, он - или она - выхватил его у меня и прижал к груди как ребенка. Реакция была настолько непосредственной, что мне осталось только отснять сцену.

известия: Ваши выставки сопровождаются скандалами, вы рассчитываете на скандал?

Уиткин: Да нет, каких-то серьезных скандалов не было. Только однажды в Лос-Анджелесе радикально настроенная баптистка решила организовать пикетирование моей выставки. Но когда участники пикетирования посмотрели работы, увидели, что это вещи сложные и многогранные, прониклись и отказались от своих намерений. Мои работы вообще не скандальные, ведь я пытаюсь поднимать глубокие вопросы.

"Новый Босх"

Джоэль-Питер Уиткин родился в 1939 году в Бруклине. Признанный мэтр фотографии, славу которому принесли сатиры, сиамские близнецы с одним лбом, люди с хвостами, калеки и уроды от рождения. Его выставки пытались закрывать, но не закрывали, и даже в конечном итоге награждали Уиткина за вклад в изобразительное искусство. В 1999 году он награжден орденом Почетного легиона.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...