Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Шоу-бизнесмены отстояли "Россию"

Ведущие деятели культуры страны обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой не допустить сноса Государственного центрального концертного зала (ГЦКЗ) "Россия", находящегося в составе одноименного гостиничного комплекса. Тот через свою администрацию переправил это письмо мэру Москвы Юрию Лужкову. Конкурс на право сноса гостиницы "Россия" и строительства на ее месте современного многофункционального комплекса был проведен в ноябре прошлого года
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Ведущие деятели культуры страны обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой не допустить сноса Государственного центрального концертного зала (ГЦКЗ) "Россия", находящегося в составе одноименного гостиничного комплекса. Тот через свою администрацию переправил это письмо мэру Москвы Юрию Лужкову. Несмотря на то, что в столичном правительстве заявляют, что окончательного решения еще не принято, похоже, все идет к тому, что зал "Россия" останется на своем месте.

Конкурс на право сноса гостиницы "Россия" и строительства на ее месте современного многофункционального комплекса был проведен в ноябре прошлого года. "Известия" подробно освещали ход этого тендера, задачей которого было выбрать инвестора, который построит на месте устаревшей гостиницы стилизованный под архитектуру древнего Зарядья гостинично-развлекательный комплекс. Победителем конкурса стала компания ООО "СТ Девелопмент" известного предпринимателя Шалвы Чигиринского.

Одним из заранее оговоренных условий конкурса было строительство концертного зала международного класса площадью 55 тыс. кв. м. Напомним, что ООО "СТ Девелопмент" предложило построить его прямо на месте существующего зала "Россия", тогда как его соперники расположили концертный зал немного в стороне. Сразу после оглашения итогов тендера глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин заявил, что намерение Чигиринского "не двигать" киноконцертный зал стало одним из решающих факторов, обусловивших его победу. Видимо, уже тогда столичные власти предполагали, что не будут его сносить.

Почти сразу после этого, как выяснили "Известия", ведущие деятели культуры страны написали письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой повлиять на столичную власть и не допустить сноса ГЦКЗ "Россия". Среди обратившихся - Александра Пахмутова, Валерий Леонтьев, Андрей Макаревич, Михаил Жванецкий, Николай Расторгуев и многие другие.

"В этих стенах живут звуки рояля Святослава Рихтера, - говорится в этом письме. - В этом зале блистали Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Махмуд Эсамбаев, Аркадий Райкин. Можно построить другой концертный зал, но он не будет таким "намоленным" и до боли родным, как эта благословенная сцена".

Президент сам в этом вопросе разбираться не стал, а направил письмо Юрию Лужкову, который поручил девелоперу проекта - "СТ Девелопмент" рассмотреть техническую возможность сохранения зала. В самой мэрии говорят, что вопрос пока не решен. Однако скорее всего зал сохранят.

- Мы рассматриваем такую возможность, - заявили "Известиям" в "СТ Девелопмент". - Наши архитекторы уже провели предварительный анализ ситуации и пришли к выводу, что сохранить зал с технической точки зрения реально. Что касается нашей позиции - если будут весомые аргументы в пользу социальной значимости зала, то его действительно надо будет сохранить. Впрочем, в любом случае все решаем не мы, а заказчик, то есть правительство Москвы.

Опрошенные "Известиями" архитекторы по-разному отнеслись к идее сохранения "советского" зала внутри той концепции, которая будет реализована на месте гостиницы "Россия".

- Я считаю правильным, что поставлена такая задача - сохранить этот зал, - говорит архитектор Юрий Платонов. - Наши зрители к нему привыкли. Сделать это с технической точки зрения, я думаю, вполне реально.

- Вы видели проект? - удивляется Михаил Хазанов. - Лично я по тем рисункам, что публиковали в газетах, ничего понять не могу. Поэтому мне трудно понять, впишется ли "Россия" в ту архитектурную концепцию, которую предлагают реализовать на этом месте.

Такого же мнения придерживается и руководитель архитектурного бюро "Остоженка" Александр Скокан.

"Известия" будут следить за развитием ситуации.

Директор ГЦКЗ "Россия" Вячеслав Карпов: "Когда мы узнали о сносе гостиницы, это был шок"

После сноса гостиницы "Россия" расположенный в ней концертный зал будет модернизирован: появятся два новых зрительных зала, расширят фойе, сцену и буфетную часть. О том, во что превратится ГЦКЗ "Россия", обозревателю "Известий" Антону Филатову рассказал художественный руководитель - директор ГЦКЗ "Россия" Вячеслав Карпов.

"Никто не верил, что зал "Россия" может быть снесен"

известия: Как вы относитесь к идее сохранения ГЦКЗ "Россия" внутри нового комплекса, который будет построен на месте гостиницы?

Карпов: Я только приветствую это, вот и все. Это серьезный зал со своими традициями. Когда мы узнали, что гостиница "Россия" будет снесена, первое что мы испытали, - шок. Никто не верил, что зал "Россия" может быть снесен. Постепенно приходило понимание, что решение еще в стадии проработки, что можно к этому возвратиться. Впрочем, у меня было ощущение, что решение будет принято в пользу того, чтобы зал не сносить. Мэр Москвы Юрий Лужков с самого начала говорил, что зал надо постараться сохранить. Ведь это неотъемлемая часть Москвы. По сути, все значимые события в городе всегда проходят здесь. Когда зал был построен в 1971 году, это был лучший зал в стране: на 2,5 тыс. мест, в мраморе и с хрустальными люстрами. Тогда зрители приходили посмотреть не на программу, а на то, что внутри. Раньше мы говорили, что зритель к нам на люстры приходил посмотреть. С тех пор зрители полюбили наш зал и приходят сюда как в давно знакомое место. Они знают, что здесь будет все достойно, красиво, уютно и на высоком уровне. Есть такое понятие "дома". Вот зал для нас - для коллектива и для артистов - является домом, и это не просто слова. У нас форма и общения с артистами, и подготовки всех программ связана с взаимным уважением и с желанием создать комфортные условия. Кроме того, у зала есть определенный имидж, который тоже очень важен для артистов. Мне вспоминается пожар в гостинице "Россия", во время которого погибли люди. В это время в нашем зале шел концерт Аркадия Райкина. Поступила команда, что нужно заниматься эвакуацией зрителей. Райкину сообщили об этом. Однако он заявил, что доработает спектакль до конца, чтобы не создавать паники. В итоге люди узнали о пожаре только тогда, когда покинули здание.

известия: Как вы считаете, соответствует ли зал сегодняшнему времени? Впишется ли он в ту архитектурную концепцию, которая будет реализована на месте гостиницы "Россия", ведь власти города хотят воссоздать здесь стилистику исторического Зарядья?

Карпов: Когда зал проектировался и строился, то он создавался архитекторами и инженерами на длительную перспективу. Строительству зала, которое курировала министр культуры Екатерина Фурцева, придавалось очень большое значение - все просчитывалось и вымерялось. Все конструктивные особенности, которые были заложены в него, отвечают сегодняшним требованиям. Спроектирован он очень органично. Зрительный зал очень комфортный и для зрителей, и для исполнителей. Артисты чувствует реакцию и дыхание зрителя. Даже последние ряды бельэтажа дают ощущение контакта со зрителем - они видят и слышат друг друга, поэтому артисты очень любят работать на этой сцене. А потом, что значит современный зал или нет? Это определяется только наполнением зала.

известия: Что-то же все-таки придется менять?

Карпов: Все что касается интерьеров, работы дизайнера, косметических работ, то их нужно будет проводить. Но это не такие уж масштабные работы и не столь затратные. Что касается технической оснащенности, то тут практически ничего делать не надо. В зале существует уникальная система трансформации зала, которой нет нигде в мире. Она была сделана индивидуально для зала "Россия", по сей день безотказно функционирует и будет функционировать еще долгое время. Это дает возможность в течение 25 минут трансформировать партер зрительного зала в ровную плоскость в уровень с паркетным покрытием. Поэтому у нас всегда проводятся юбилеи и профессиональные праздники, а также танцевальные вечера. У нас также самый современный светотехнический комплекс. Он используются во всем мире, во всех известных залах. На самом высоком уровне - звуковой комплекс. Причем раньше для проведения больших программ, и особенно когда зарубежные исполнители приезжали к нам, мы вынуждены были арендовать звук. Его привозили, монтировали, и на это уходил день или два. Было очень неудобно, и мы приняли решение закупить все оборудование, чтобы не заниматься монтажом и демонтажем. У нас также самый лучший в России кинокомплекс, который может давать изображение на самом высоком уровне с любых носителей. Вы знаете, что расходы на содержание зала составляют 13-15 тыс. долларов в день.

известия: Зал окупается?

Карпов: Полностью.

известия: Предполагается ли дальнейшее развитие зала?

Карпов: До того как было принято решение о сносе гостиницы "Россия", мы заказали концепцию развития зала в Моспроекте-2. Мы прорабатывали концепцию увеличения площадей. За счет плоской кровли есть возможность надстроить еще два зрительных зала - на 1000 и 1500 мест. Сейчас во всем мире тенденция к появлению многозальных комплексов. Мы тоже работаем в этом направлении. Есть также возможность расширения фойе и буфетной части. Необходимо будет провести реконструкцию сценической части. Проект уже предварительно проработан. Безусловно, необходимо заниматься реконструкцией закулисной части, с тем чтобы появились дополнительные сценические карманы для монтажа декораций. Но эти работы не связаны с длительным закрытием зала. Процесс демонтажа гостиницы займет определенное время, но его вполне можно проводить так, что он не заденет существование самого зала. Все работы могут вестись в параллельном режиме, и в итоге можно будет выбрать минимальное время для закрытия зала.

"Лужков знает позицию артистов и коллектива. У него такая же позиция"

известия: Кто был главным инициатором обращения к мэру с просьбой не сносить зал?

Карпов: По-моему, такого обращения напрямую к мэру не было. Лужков просто знает позицию артистов и коллектива. Да у него самого была точно такая же позиция. Но если было бы такое обращение, то под ним подписались бы все. Я знаю, что было письмо от артистов к Путину. Там все ведущие исполнители. Очень многие.

известия: Видели ли вы проекты проигравших участников конкурса по гостинице "Россия"?

Карпов: Нет, я не видел. Но я знаю, что в других проектах зал был перенесен на другое место, а у победителя конкурса он оставался на том же месте. А это очень важно. В этой концепции по застройке Зарядья, которая сейчас прорабатывается, все-таки должно быть какое-то здание, которое будет являться некой доминантой, вокруг которой и будет все организовано. Этим зданием мог бы стать зал "Россия".

известия: Как вы оцениваете архитектурные особенности гостиницы "Россия"? Может быть, ее лучше было бы оставить и не сносить?

Карпов: Мне трудно судить о необходимости сноса. Когда в этом комплексе много лет находишься, то кажется, что все здесь близкое и родное, и все жалко. Это также определенный этап истории Москвы. Но все меняется. И хочется более рационально использовать это место, создать рядом с Кремлем более интересные с точки зрения архитектуры здания. Когда я проглядел архитектурную концепцию, то меня порадовало, что перед залом увеличивается площадь - до самой набережной. И это дает возможность задействовать акваторию Москвы-реки. В итоге можно совмещать действия на самой площади с театрализованными представлениями на воде. Какая-то часть программы могла бы перейти с Васильевского спуска на это место.

Антон Филатов

"Здание стоит на таких фундаментах, которые трогать нельзя"

Из группы архитекторов, проектировавших киноконцертный зал "Россия" под руководством знаменитых Дмитрия Чечулина и Николая Чекмотаева, до нашего времени дожил только один - Виталий МАЗУРИН (по его проекту выполнены вестибюли со стороны Москвы-реки), работающий сегодня в мастерской № 1 Моспроекта-2. Он и подготовил два проекта реконструкции концертного зала. Работал Виталий Андреевич фактически бесплатно, из уважения к своим великим учителям.

Первый вариант перестройки "России" готовился еще в 2000 году, по заказу прежнего директора концертного зала Петра Шаболтая, ставшего теперь директором Кремлевского дворца съездов. Замышлялось превратить концертный зал в комплекс мирового класса. Когда "Россию" строили, пояснил "Известиям" Виталий Мазурин, действовали нормы Госстроя, а в Минкультуры твердили о том, что нужно беречь деньги, и урезали все, что только можно. Так что сегодня в концертном зале нет складских помещений, нормальных артистических уборных и много чего еще. Это упущение и предполагалось исправить в ходе реконструкции. С двух сторон к зданию планировалось пристроить помещения для артистов, режиссеров, постановщиков.

В 2003 году о перестройке с Виталием Мазуриным заговорил уже нынешний директор концертного зала Вячеслав Карпов. Был подготовлен новый вариант реконструкции. Теперь предполагалось не только пристроить к зданию новые помещения, но и переделать два кинозала - в камерный и танцевальный.

- Мало того - мы предложили сделать на крыше арочное перекрытие и устроить наверху большой выставочный зал, репетиционный зал для оркестра, а над фойе - второй зал, на тысячу мест, в котором можно было бы проводить не только эстрадные шоу, но и концерты классической музыки. Естественно, здание в итоге подросло бы значительно, - говорит автор.

Но все необходимые архитектурные инстанции этот проект не прошел. Летом 2003-го успели только реконструировать сцену, на которой была установлена огромная конструкция раздвижного экрана. Ее разобрали, выбросив несколько десятков тонн металлоконструкций, а сцену обновили, установили новое оборудование. А потом пошли разговоры о том, что гостиницу "Россия" (а значит, и концертный зал?) будут сносить.

Впрочем, Виталий Мазурин в подобный исход никогда не верил. По его словам, здание стоит на таких фундаментах, которые нельзя трогать. В свое время концертный зал "посадили" на фундаменты 43-этажного Совета министров СССР (его строили на этом месте до 1953 года).

- Всего я сказать не могу, но там 4 или 5 подземных этажей, мощные конструкции, трогать которые никто бы не стал, разве что сумасшедший, - резюмировал наш собеседник.

И потом, в Москве за последние 30 лет ни одного концертного зала такого класса, как "Россия", так ведь и не построили. Борис Тхор, когда разрабатывал свой проект Московского международного делового центра на Краснопресненской набережной, запланировал там громадный концертный зал - на 8-9 тысяч мест, Юрий Лужков даже издал на этот счет специальное постановление, но сегодня все это забыто.

В общем, у Виталия Мазурина есть все основания полагать, что его проект реконструкции концертного зала (шесть планшетов, висящих в кабинете директора "России"), скоро будет востребован.

Наталья Давыдова

"Россия"- это то же самое, что Линкольн-центр или Карнеги-холл для Америки"

Алла ПУГАЧЕВА, певица:

Этот концертный зал - это не только стены, сцена, партер и бельэтаж. Это люди - за сценой, на сцене, в зрительном зале. Здесь я имела счастье не только петь и купаться в любви народной. Здесь я принимала первые поздравления после нашей помолвки с Филиппом. В этом зале получила один из самых дорогих подарков в жизни - от дочери Кристины, которая посвятила свою сольную программу мне.

Эдита ПЬЕХА, певица:

Каждое выступление в "России" для меня - праздник. Мне даже иногда кажется, что именно эти концерты и есть моя настоящая жизнь, а все остальное время - это подготовка к ним. Каждый раз, когда я выхожу на эту сказочную сцену и ощущаю дыхание этого огромного зрительного зала, я чувствую себя счастливой Алисой в стране чудес.

Александр РОЗЕНБАУМ, певец:

"Россия" - центральный концертный зал нашего государства. Это то же самое, что Линкольн-центр или Карнеги-холл для Америки! На послезвучии "российских" концертов артист работает потом по стране. И если выступишь здесь плохо, последствия бывают неутешительные. На эту сцену я вышел первый раз, когда был уже в фаворе у народа, но не у властей. И чтобы выпустить Розенбаума с сольным концертом в Москве в советские времена, требовалась определенная смелость.

Иосиф Кобзон, певец:

Я себя не мыслю без "России"! Счастья всем, кто любит наш зал.

Пусть новые имена продолжат биографию "России".

Александр МАЛИНИН, певец:

Для меня сцена ГЦКЗ "Россия" - больше чем просто престижная концертная площадка. Это звездный зал, атмосфера которого действует на меня опьяняюще. Мой ежегодный сольник, "Малининский бал", в его стенах - это событие, к которому я готовлюсь весь год.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...