Обвинение требует смертной казни
Дело Телепата началось с расследования серии жестоких убийств и разбойных нападений, совершенных осенью 2001 года. 10 сентября неизвестные застрелили 20-летнего курсанта Военно-морского института Виталия Нерубащенко в его собственной квартире. На следующий день в Шувалове был найден убитым таксист Аркадий Новиков. 21 числа Роберта Доброжанского, профессионального охранника, нашли застреленным в джипе, припаркованном рядом с домом его родителей. 1 октября преступники ворвались в квартиру ювелира Вашкелиса и застрелили его тещу Нинель Мартынову. Двухлетнему сыну ювелира перерезали горло. Последнее преступление в серии было совершено 5 октября: средь бела дня преступники напали на предпринимателя Кобу Горделадзе, и только профессиональная реакция кик-боксера спасла ему жизнь. Все преступления, как выяснилось позже, были совершены с целью ограбления.
В декабре были задержаны подозреваемые. На тот момент самому старшему из них было 22 года, младшему только что исполнилось 18. Андрею Телепину, по прозвищу Телепат, бывшему курсанту Военно-морского института имени Петра Великого, и Алексею Токмачеву предъявили обвинения в убийствах, бандитизме, разбойных нападениях, незаконном хранении оружия. Именно Токмачев, по версии следствия, перерезал горло 2-летнему Владасу Вашкелису. Телепину, кроме того, следствие вменяло дезертирство, как и Захару Кособуцкому - тоже бывшему курсанту Военно-морского института. Еще один подозреваемый, Владимир Ларченков, скрывался в Москве, оказал вооруженное сопротивление при попытке задержания и был застрелен. Укрывательство особо тяжких преступлений инкриминировали Антону Бебякову, однако впоследствии разбирательство в отношении его было прекращено за истечением срока давности. Кроме того, Юрия Нестерова следствие считало наводчиком на квартиру ювелира.
Судебное следствие длилось с февраля 2003 года и закончилось в минувшем январе. Во вторник подсудимые должны были произнести последнее слово. Телепин вместо этого в течение двух с половиной часов зачитывал 53 страницы текста о том, как несправедливо был отстранен от дела его защитник Романов и сколько прочих нарушений допущено судом. Про себя он только сказал, что "ни в чем не виновен" и "ничего не совершал".
Затем слово было предоставлено Токмачеву. Его, напомним, считали убийцей 2-летнего ребенка. В последнем слове Токмачев неожиданно для всех признал вину и попросил прощения у потерпевших. Необходимость выслушать новые показания подсудимого привела к возобновлению судебного следствия. Однако Токмачев заявил, что сейчас ничего говорить не будет и просит суд вынести приговор на основании показаний, данных им 9 января 2002 года в ходе предварительного следствия. Именно тогда, один раз за все следствие, он признался в убийстве ребенка, но позже утверждал, что солгал под давлением оперативников. Теперь же Токмачевым, по его словам, двигало не желание уйти от ответственности, как прежде, а раскаяние.
Представитель гособвинения потребовал приговорить Телепина и Токмачева к смертной казни, которая в результате введения моратория должна быть заменена пожизненным заключением в колонии особого режима. Кособуцкому прокурор попросил наказание в виде 7 лет лишения свободы. Юрий Нестеров должен быть амнистирован, так как совершал преступления несовершеннолетним.