Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Харрис призвала к протесту против экономической политики Трампа
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В центре Израиля при пожарах выгорело более 2 тыс. га лесов
Культура
Гала-концерт фестиваля «Дорога на Ялту» прошел в Кремле
Общество
В Екатеринбурге открылась выставка трофейной техники НАТО
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Депутат рады заявила о массовом самовольном уходе военнослужащих из ВСУ
Общество
Первый регулярный рейс из России в Абхазию приземлился в Сухуме
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Общество
В Москве и Московской области стартовала акция «Бессмертный полк на транспорте»
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Вучич заявил о плане приехать в Москву 9 мая при любых последствиях
Политика
Пушков назвал сделку США и Украины шагом к полуколониальному статусу Киева
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Мир
Британку в возрасте 115 лет признали старейшей жительницей планеты
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Умер Артур Миллер

В пространных американских некрологах эпитет "великий" по отношению к Миллеру употребляется как нечто само собой разумеющееся. Его имя называется через запятую с именами Юджина ОНила и Теннесси Уильямса. Между тем современному читателю понять, в чем именно состояло величие Миллера, не так-то просто. В нем не было ни трагедийного пафоса ОНила, ни психологических изломов и вывертов Уильямса
6
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Американский писатель Артур Миллер умер в возрасте 89 лет в штате Коннектикут от сердечного приступа. В день его кончины все бродвейские театры притушили перед началом спектаклей огни рампы.

В пространных американских некрологах эпитет "великий" по отношению к Миллеру употребляется как нечто само собой разумеющееся. Его имя называется через запятую с именами Юджина О'Нила и Теннесси Уильямса. Между тем современному читателю понять, в чем именно состояло величие Миллера, не так-то просто. В нем не было ни трагедийного пафоса О'Нила, ни психологических изломов и вывертов Уильямса.

Величие применительно к нему - это в первую очередь синоним понятия "слава", а слава Миллера действительно была оглушительной. Самая известная его пьеса "Смерть коммивояжера" (ее премьера состоялась на Бродвее в 1949 году) была переведена на 29 языков и поставлена даже в Пекине. Реплики из нее разошлись на цитаты. Миллер получил за нее сразу три престижнейшие награды Америки - Пулитцеровскую премию, "Тони" и премию нью-йоркских критиков. Такого в истории американской драматургии не было ни до, ни после. О молодом человеке - ему тогда было 33 года - сразу же заговорили как о "гиганте американского театра".

В еще большей степени, чем литературные награды, публичной (и даже популярной) фигурой сделал Миллера его брак с Мэрилин Монро, о котором знаменитый писатель Норманн Мейлер не без язвительности заметил: "Наконец-то величайшие американские мозги соединились с величайшим американским телом". Брак продолжался всего четыре года, с 1956 по 1960 год, но перепахал Миллера вдоль и поперек. До конца жизни он был все еще болен отношениями с Монро.

В тени оглушительной славы 50-60-х прошла по большому счету вся остальная карьера Миллера. Его поздние сочинения для сцены (а Миллер был довольно плодовит) успеха не имели. И это неудивительно, ибо пафос и идейная база его театра принадлежали прошлому, они плохо вписывались в новый культурный, а заодно и социальный контекст. Именно Миллер куда больше, чем другие члены великой троицы, свято верил в учительскую роль искусства и его просветительский пафос. Он считал (и даже написал об этом в своей биографии), что на свете есть только две важные профессии - доктора и драматурга. Последний, как несложно догадаться, должен не только учить, но и лечить. И Миллер лечил. Врачевал социальные язвы. Воевал с маккартизмом. Клеймил коллаборационистов.

Бродвейский продюсер Роберт Уайтхед, который часто работал с Миллером, как-то написал, что в его пьесах можно обнаружить почти раввинистическое чувство справедливости. Это очень точные слова. Миллер интенсивно переживал и одновременно изживал свое еврейство, и, как у многих евреев ХХ века, ветхозаветная Справедливость обрела у него социал-демократические черты. Левый пафос его пьес был исполнен порой почти библейской мощи. И если театр социальной справедливости, который исповедовал Миллер, и впрямь остался в прошлом, то нам надо как минимум понять и признать: это прошлое было великим.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности