Дело Патриции Херст
"Эта история, как известно, берет свое начало 4 февраля 1974 года, когда группа террористов, объявивших себя "сводной армией освобождения" (чаще употребляется название "Симбионистская армия освобождения" - "САО". - Ред.), похитила Патрицию из ее квартиры в университетском кампусе Беркли. По требованию "армии" папаша Херст взялся бесплатно распределить среди сан-францисских неимущих продовольствия на сумму в два миллиона долларов. Вслед за этим случилось неожиданное: Пэтти известила родителей, что решила примкнуть к похитителям и уже участвовала с ними в ограблении банка".
Собственно, с ограблением все и так было ясно: камера наблюдения поймала в кадр юную длинноволосую красотку с автоматом (снимок потом обошел мир). Выстрелом из дробовика тогда была убита случайная посетительница, мать четверых детей. "Буржуазная свинья!" - прокомментировала одна из участниц налета.
В САО подобрались милые ребятки: белые мальчики и девочки из хороших семей, вожак - приблатненный негр. Хотели серией громких терактов поднять народ на борьбу. Этакая сильно ухудшенная модификация наших народовольцев. Народовольцы, однако, хоть с жандармских полковников начинали, а эти почему-то первым делом грохнули школьного инспектора (за двойки мстили?). Нужны были деньги: "есть у революции на сало - нет у революции конца!" Взялись за банки. Все понятно, но при чем тут Пэтти? Такая милая, домашняя...
Одни говорят: классический случай "стокгольмского синдрома". Другие - что 19-летнюю девчонку полтора месяца держали запертой в туалете, насиловали, унижали - вот и сломалась. Третьи туманно намекают на "промывку мозгов". Четвертые усмехаются: девочка просто пришла к мысли, что в ее жизни начинается восхитительный авантюрно-адреналиновый период... В САО Пэтти звали "партизанка Таня" - боевая кличка соратницы Че Гевары Тамары Бунке-Бидер, которая в свою очередь так назвалась в честь Зои Космодемьянской.
"Почти всех приятелей Пэтти вскоре убили в перестрелке. Она же исчезла. Охота за ней длилась полтора года. В сентябре прошлого года выследили и без малейшего сопротивления с ее стороны задержали. Вся эта история явилась находкой для бульварной прессы. Патриции сразу же предложили гигантскую сумму за право публикации ее мемуаров. Стали снимать о ней три фильма. (...) В срочном порядке наладили производство плакатов и значков с ее изображением. Владелец дома, где арестовали Пэтти, за 30 долларов показывал его зевакам: кряхтели, но деньги выкладывали".
Патриция Херст дала откровенные показания, получила семь лет, отсидела неполных два года. Окончательно судимость с нее снял уже Клинтон. Вышла замуж за своего телохранителя. Живет тихо. Двое детей. Продюсирует фильмы. Иногда сама снимается.
Про "САО" вспомнили в 2002-м: после очередной экспертизы полиция "по вновь открывшимся обстоятельствам" вернулась к делу о том убийстве. Четверо бывших радикалов - уже давно перебесившиеся, благополучные, многодетные - отвечали на вопросы прокурора. Покаялись. Им дали от 6 до 8 лет. Пятого, последнего, Джеймса Килгора, взяли в 2003-м в Кейптауне, где он жил, сменив имя. Лысенький, толстенький университетский профессор возмущался: он сам напомнил о себе, узнав про суд, хотел сдаться, но ФБР важно показать, что "террористов достанут везде". Подсудимые печально отмечали, что после 11 сентября им трудно рассчитывать на объективность...