Александр Липницкий: "Мамонов впал в отшельническое состояние"
Александр Липницкий: Фильм сняла режиссер-документалист Марина Любакова, с которой я познакомился где-то осенью 2003 года. Правда, отношения с четой Мамоновых у нее в процессе съемок довольно быстро испортились, как это с Мамоновыми часто бывает. Раза три они его сняли - и все. Но мы съездили на Валдай к младшему брату Мамонова, Алексею Бортничуку, в их родовое гнездо - деревню Ящурово. Сняли клуб "Культ", в котором постоянно работают и репетируют наш клавишник Павел Хотин и его группа "Тетрис". Естественно, сняли Алексея Павлова, "Студию Му" у меня на Николиной Горе... Плюс использовали богатую кинохронику и комментарии друзей, которые принимали важное участие в деятельности "Звуков". В первую очередь, конечно, Артема Троицкого, который одно время даже был участником группы, Сергея Бугаева-Африку, который был нашим первым барабанщиком, и Севу Гаккеля, самого нашего близкого друга из группы "Аквариум". Получилось скорее арт-кино, не очень-то биографическое и совершенно не заказное. Ведь обычно фильмы про рок-группы, будь то хроника "Роллинг стоунз" или четырехсерийная эпопея про "ДДТ", делаются на деньги самих групп и поэтому мало того, что похожи, так еще и жутко скучны. Этот же довольно бесформенный и неясный, но мне он понравился скрытым пониманием людей в группе. Люди у нас, что и говорить, очень странные...
А Петя Мамонов и его жена Оля, которая является и его менеджером, дико противились выходу фильма. Хотя его даже не видели! Были попытки со стороны Оли давить на клуб, на Госкино, на студию, были всякие угрозы судебной расправы, ну, в общем, какая-то чушь. Я как будто переместился в начало 80-х, когда тоже приходилось преодолевать разные нелепые препятствия. Потом я понял, что это так причудливо выражается Петино нежелание иметь хоть какую-то историю "Звуков Му", кроме той, которую Мамонов сейчас в виде спектаклей заводит.
Известия: Ваши отношения с Мамоновым в результате тоже испортились?
Липницкий: Понимаете, когда ты связан с людьми с детства, то отношения уже никуда не денутся, они так и будут вечными. Все это неважно - вот неделю назад мы с ним прекрасно посидели. Но бывают разные периоды. Я очень рад, что один из этих периодов, самый славный, с 1983 по 1990-й, как раз запечатлен в этом фильме. Нет, отношения музыкантов и Мамонова не могут испортиться или улучшиться. Просто Петр постепенно впал в отшельническое состояние, не случайно у него даже телефона нет. А мы лишь часть этого внешнего мира, с которым он не желает иметь ничего общего. Так что общение за последние 15 лет сошло, увы, на нет. Вот в январе прошлого года мы отмечали 20-летний юбилей "Звуков Му" очень веселой вечеринкой, на которую все съехались, а Петр нет - сказался больным. Все это без скандала, в рамках очень милых отношений... Они построили свои отношения с обществом таким образом: Петя - добрый следователь, а Оля - злой. Все наезды осуществляет Оля, ну, с молчаливого согласия мужа. Может, если фильм публике понравится, то и у них точка зрения изменится.
Известия: Вы ведь видели афиши мамоновских спектаклей во МХАТе - с гигантской надписью "Звуки Му"?
Липницкий: Что тут скажешь. Со стороны организаторов это просто афера. Если бы под афишей "Роллинг стоунз" вдруг появился Мик Джаггер со своим спектаклем, то репутации и "роллингов", и самого Мика был бы нанесен сокрушительный удар. А у нас, такое впечатление, это вообще никого не колышет. Я не поленился узнать: билеты в среднем стоят 80 долларов. В зале - 2600 мест. Получается около 200 тысяч долларов. Большие деньги! Можно потратить 30 тысяч на рекламу, заплатить 10 процентов Мамонову, который очень небогатый человек и будет жутко доволен, и положить в карман сто штук. Нормально. К сожалению, наш лидер Петр отнесся к этому снисходительно. Но ведь это недальновидно. Ведь если Мамонов когда-нибудь захочет выступить с группой "Звуки Му" в большом концерте...
Известия: Вы думаете, такое возможно?
Липницкий: Да всякое возможно. Видели мы и воссоединение "Лед Зеппелин", и бог знает еще кого. В общем, такие вещи два раза не проходят.