"Поздно и недостаточно"
В прошлый понедельник последним из министров, уже почти одновременно с Владимиром Путиным, в зал вошел Михаил Зурабов. Среди ожидавших начала совещания министров пустовали места Сергея Иванова и Алексея Кудрина - тема транспортных компенсаций военнослужащим, до того не всплывавшая на подобных встречах, на этот раз готовилась довольно подробно.
О том, что сделано для исправления кризиса льгот, пришлось вновь докладывать Алексею Кудрину, который совместно с Зурабовым уже стал "лицом" реформы. По его словам, к настоящему моменту 67 регионов подписали протокол, по которому обязуются ввести единый проездной билет как для федеральных и региональных льготников, так и для "простых" пенсионеров, прав на льготы не имеющих. Цены на подобные билеты пока не определены, но, по словам Кудрина, они "будут стоить не выше единовременной компенсации". В ближайший четверг будет окончательно определена сумма субсидий, которые бюджет сможет выделить регионам для покрытия их затрат на льготников федеральных категорий. Эти деньги пойдут в регионы уже на следующей неделе, пообещал Кудрин.
Путин попросил доложить о том, чем утраченные льготы компенсируются военнослужащим (они дороги не перекрывают, но об их недовольстве, сообщил Путин, ему весьма подробно рассказал министр обороны).
- Правительством намечено повышение денежного довольствия с 1 сентября на 10%, - как-то не очень уверенно сообщил Кудрин.
Продолжение было уже вполне предсказуемо: это "поздно и недостаточно", заявил президент. И потребовал повышения как минимум на 20% и гораздо раньше, чем с начала осени. Что это даст? Если сейчас лейтенант получает на руки в среднем 4,5 тысячи рублей, то повышение в его оптимистичном варианте даст дополнительные 900 рублей. Решение вопроса сроков, как и все то, что обсуждалось вчера в Кремле, было отложено до четверга. В качестве самой скорой меры Путин предложил правительству подумать о немедленной выплате компенсаций, но не всем военнослужащим, а только тем, кто служит в городах с высоким уровнем транспортных расходов, то есть прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Студентам же, расходы на которых правительство собиралось тоже увеличивать с начала осени, обещано поэтапное увеличение стипендий, пока без сроков и конкретных цифр.
Михаил Зурабов сообщил: после всех расчетов решено, что пенсии будут увеличены на 240 рублей. Чтобы все же прикрыть явную недостаточность этой цифры, Зурабов сообщил, что для многих категорий прибавка будет больше: например, для Архангельска - 480 рублей с учетом северного коэффициента. С особой гордостью Зурабов сообщил о том, что ветераны войны будут ежемесячно получать больше на 1200 рублей. Но не все, а только инвалиды 1-й группы старше 80 лет.
Глава правительства Михаил Фрадков тщательно записывал все поручения, отслеживать выполнение которых ему придется на ближайшем заседании правительства. Но сам был немногословен: "Все варится в регионах, центр тяжести теперь там".
На совещании Фрадкова с министрами стало ясно, что поддавшееся панике правительство в спешке согласилось дать регионам денег даже больше, чем планировало сначала, - лишь бы в считанные дни ввести по всей стране проездные билеты для льготников. "Я не помню случая, чтобы федерация так спокойно и вольготно выделяла такие огромные средства", - удивленно сказал пермский губернатор Олег Чиркунов. Если неделей раньше Минфин собирался выплачивать регионам дотацию в размере 30% от стоимости проданных проездных билетов, то теперь он готов платить по 50 рублей в месяц за каждого федерального льготника - не важно, купил он билет или нет. Это увеличивает общую величину дотаций с 5 до 8,5 млрд рублей.
Астраханский губернатор Александр Жилкин заявил, что компенсации на транспорт он льготникам выплачивает в размере 100 рублей, а билет не будет дешевле 240 рублей. Михаил Фрадков сочувственно кивнул: "У вас особый случай, дырка у вас большая". Однако Алексей Кудрин с таким попустительством не согласился. "Я так и понял, что у вас все расползается", - заметил Жилкину глава Минфина.
Кудрин выразил пожелание, чтобы уже в ближайший четверг кабинет принял решение о перечислении на места субсидий на транспорт на первый квартал. Состояние кабинета вполне отражала фраза, брошенная премьером: "У меня ощущение, что мы где-то недорабатываем, чего-то упускаем". "На какой линии находится та точка, которую мы упускаем?" - поинтересовался Фрадков у томского губернатора Виктора Кресса. Кресс ответил, что дело в законодательстве, но его менять долго, а счет идет на дни. На предложенные условия согласились пока 73 региона из 89. Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Чечня, Калининградская область и некоторые другие торгуются. В итоге министр регионального развития Владимир Яковлев получил приказ "дергать" регионы, чтобы все они определились со своими позициями по транспорту в течение трех дней.
Екатерина Григорьева, Константин Фрумкин