Отменять отсрочки будут, но как никто не знает
- Предложений много, надо найти оптимальный вариант, и в следующем году комитет внесет конкретные предложения, - говорит Виктор Заварзин.
Сегодня в России существует 25 законодательно закрепленных возможностей легально откосить от призыва. Во времена СССР, как с ностальгией вспоминают военные, их было всего 9. Право не идти в армию имеют не только студенты, а также больные и убогие, но и вполне здоровые, нигде не учащиеся и не работающие молодые люди. Для этого им, например, достаточно заявить, что на их содержании находятся престарелые родители (возраст "престарелости" законодательством до последнего времени был не определен) или принести справку, что жена находится на 26-й недели беременности. В итоге из всего призывного контингента военные реально могут призвать не более 10 процентов.
Тем не менее армия пусть и не полностью (около 95%), но укомплектовывается солдатами-срочниками. Каждое полугодие около 170 тысяч человек, а в год чуть больше 350 тысяч становятся в строй. Но есть одно существенное "но", из-за которого ни Минобороны, ни Госдума спокойно спать не смогут: к 2008 году президент пообещал снизить срок срочной службы с 2 лет до 1 года при условии, что армия на 50-60 процентов будет укомплектована солдатами и сержантами-контрактниками. Если сейчас ежегодно призывается около 350 тысяч человек, то в случае перехода на годичную систему придется ежегодно призывать не менее 700 тысяч человек. Где их взять, военные не знают.
А тут еще и демографическая яма. По данным Госкомстата, с 1988 года отмечен резкий спад рождаемости мальчиков: если в 1987 году их родилось 1 млн 250 тысяч, то в 1999 году - лишь 630 тысяч. Таким образом, к 2008 году мужчин призывного возраста будет как минимум вдвое меньше. Если учесть, что от этих 630 тысяч в рамках существующего законодательства удастся призвать 10 % - получится, что некомплект армии составит не 5, а все 95 процентов. Отсюда и стремление Минобороны пересмотреть ситуацию с отсрочками.
Ни в Госдуме, ни в Минобороны сегодня не говорят, что именно будет реально пересматриваться и отменяться. Источник "Известий" в Главном организационно-мобилизационном управлении Генштаба (ГОМУ), ведающем призывом, заявил, что вопрос отмены отсрочек находится в ведении законодателей, ГОМУ же только следит за укомплектованием частей призывниками. В Госдуме перспектива пересмотра или даже отмены отсрочек также вызывает пока больше вопросов, чем предложений. Председатель комитета по обороне Виктор Заварзин, например, уверен только в том, что служить в армии должны не только дети "рабочих и крестьян", но и всех других сословий российского общества. Говорит, что из 4 основных групп отсрочек: учебных (отсрочки студентам), социальных (для ухода за престарелыми родителями и в связи с рождением ребенка), профессиональных (для сотрудников МВД, МЧС и других групп - в декабре были отменены, теперь в милицию или пожарные части на службу будут брать только после армии) и медицинских нужно оставить в законодательстве лишь связанные с состоянием здоровья.
Во время весенней сессии законодатели только собираются "сесть и подумать" над проблемой отсрочек. Столь расплывчатая формулировка понятна: вопрос отсрочек весьма болезненный не только для военных, но и для народных избранников, которым лично предстоит отчитываться перед избирателями за то, что они сделали для блага их детей. Так что спешить с радикальным наступлением на отсрочки никто не собирается. Но до 2008 года не так уж далеко...
Где служат призывники
В 2004 году среди рядового и сержантского состава военнослужащие по призыву составили: в Вооруженных силах - 77%; в пограничных органах ФСБ России - 69%; во внутренних войсках МВД России - 83%. К 2007 году в России должно быть около 170 тысяч солдат и сержантов-контрактников. Служить они будут в частях постоянной боевой готовности.
Глава комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин: "Мы только собираемся детально изучить вопрос об отсрочках"
Прокомментировать ситуацию с возможной отменой отсрочек от призыва "Известия" попросили председателя комитета Госдумы по обороне Виктора Заварзина.
известия: Виктор Михайлович, действительно все так плохо, что нам надо поставить под ружье всю страну?
Заварзин: Вопрос об отсрочках давно является для государства весьма актуальным. Сегодня на военную службу по призыву идет 10% от числа молодых людей, подлежащих призыву. Законом "О воинской обязанности и военной службе", принятым в 1998 году, предусмотрено 6 оснований для освобождения от призыва на военную службу и 15 оснований для отсрочки от призыва на военную службу. Еще около 10 оснований для отсрочки от призыва на военную службу предусмотрено указами президента. Итого набирается более 30 категорий граждан, законно не призываемых на военную службу.
Ситуация с призывом критическая, а количество отсрочек от службы неуклонно продолжает расти. Только за последние годы в Госдуме было рассмотрено более 30 законопроектов на эту тему! Мы считаем, что конституционная обязанность проходить военную службу должна выполняться всеми гражданами. Могут быть исключения. Сегодня же наоборот - как раз исполнение этой обязанности и является исключением из общего правила. У нас по закону отсрочку имеют даже призывники - мужья престарелых и несовершеннолетних жен!
Кроме того, отсрочка от призыва на военную службу уже давно рассматривается многими как один из дешевых способов оказать дополнительную "социальную поддержку" слоям населения, привлечь гражданина в ту или иную отрасль экономики, в те или иные организации или удержать его там. В итоге отсрочкой пользуется колоссальная армия граждан: сотрудники органов внутренних дел и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ГУИН Минюста России), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль), таможенных и налоговых органов, МИДа и прокуратуры. Помимо них, на военную службу не призываются сельские педагоги, сельские врачи, священнослужители, работники более чем 400 государственных организаций, перечень которых определен правительством.
известия: Скажите положа руку на сердце, вы испытываете давление со стороны Минобороны или это исключительно депутатское видение необходимости оптимизации законодательства в области обороны?
Заварзин: Нет и не может быть никакого давления! Мы работаем в тесном взаимодействии. Представители Минобороны неоднократно выступали на заседаниях комитета, докладывали депутатам о ситуации с призывом. Это общая наша обеспокоенность.
известия: Какие виды отсрочек, на ваш взгляд, изжили себя вообще, а какие могут быть сохранены?
Заварзин: Я не хотел бы сейчас опережать ситуацию и говорить о ликвидации каких-то конкретных отсрочек. Хотя есть среди них и совершенно абсурдные. Прежде чем говорить о конкретных отсрочках, нам еще необходимо проанализировать правоприменительную практику закона «Об альтернативной гражданской службе», который только начал действовать. Необходима и законодательная ревизия существующих отсрочек. Как председатель комитета по обороне, считаю, что прежде всего основанием для отсрочки от прохождения срочной службы должны стать медицинские показатели призывника.
известия: Ну, а что касается студентов. Будут их брать в армию или нет?
Заварзин: На мой взгляд, нецелесообразно "выдергивать" из вуза студента, проучившегося 1-2 курса, и призывать в армию. Безусловно, студент должен завершить учебу и потом пройти службу. А то сегодня получается, что, по данным Минобрнауки и Госкомстата, из выпускников вузов 1999-2000 года лишь 25% получили направление на работу по специальности. Так, значит, остальным 75% мы предоставляли отсрочку только для самого процесса обучения?
Сейчас в комитете по обороне создана рабочая группа, которая изучает ситуацию, анализирует законодательство и будет предлагать оптимальный путь пересмотра системы отсрочек. Конкретного законопроекта в комитете пока нет, в том числе из Минобороны или из правительства.
известия: То есть о конкретных сроках отмены отсрочек речь не идет?
Заварзин: Да. Мы только собираемся более детально изучить этот вопрос.