Носитель непопулярных реформ
Нынешняя монетизация льгот - реформа в духе Михаила Зурабова, ведь он прежде всего специалист по финансовым потокам. Начинал он свою карьеру как главный банкир и страховщик атомной энергетики, и только затем перешел в Минздрав заниматься организацией медицинского страхования. Тем не менее монетизацию придумал не он, эта идея обсуждается в госаппарате уже много лет. Бурную деятельность вокруг нее развил, например, предшественник Михаила Зурабова в Минсоцразвития Александр Починок. Самому Михаилу Зурабову досталась ее практическая реализация. То есть самое неприятное.
На одном из совещаний Владимира Путина с министрами именно Михаил Зурабов доказывал президенту страны, что монетизация льгот усилит социальную справедливость. И чуть ранее он обещал подать в отставку, если реформа провалится. Не случайно в среду депутат Рогозин заявил, что "министр Зурабов обманул президента, обещая, что положение льготников не ухудшится". Между тем оптимизм Михаила Зурабова проявлялся только на официальных мероприятиях, а между ними проскальзывали скептические нотки.
Еще в августе 2004 года Зурабов заявил по поводу монетизации: "Мало кто понимает, как это все будет выглядеть". В декабре, уже предчувствуя все шишки, которые на него свалятся, глава Минздрава сказал на заседании правительства: "Сколько мы ни объясняли суть закона, нам не верят, население ожидает только ухудшений от действий правительства".
Любопытно, что такая же история была с пенсионной реформой. Ее продвигали либералы из Минэкономразвития, а Михаил Зурабов, возглавлявший Пенсионный фонд, был недоволен тем, что миллиарды долларов ускользнут из-под его контроля к частным управляющим компаниям. Своего апогея его конфликт с бизнесом достиг при обсуждении вопроса о роли негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Михаил Зурабов доказывал, что НПФ могут превратиться в "финансовые пирамиды". "Получение сверхдоходов будущими пенсионерами не входит в планы государства", - говорил Михаил Зурабов. Когда пришло время распределять пенсионные накопления по управляющим компаниям, он категорически отказался рассылать гражданам списки этих компаний и как-то помогать им информировать население о своем существовании.
Но реализовывать реформу пришлось именно Михаилу Зурабову, и в итоге он оказался виноватым в том, что "письма счастья" приходят пенсионерам не вовремя. "Пенсионному фонду Российской федерации надо разнести по счетам 71 миллиона человек 246 миллиардов рублей. Вот вы не представляете масштаб этой задачи!" - говорил глава ПФР. Когда деньги пенсионеров были все-таки распределены, он сказал: "Если бы вы спросили, за что мне надо дать орден, я бы вам ответил, что именно за это".
Перед Новым годом премьер-министр Михаил Фрадков уже сказал, что с монетизацией мы, видимо, поспешили. А виноват опять будет Зурабов.