Контрразведчик бросил вызов своему ведомству

- Публикуя свои воспоминания без согласования со Службой внешней разведки, Виктор Черкашин нарушил корпоративную этику, если не Уголовный кодекс, - считают в СВР. Официального комментария представители службы не дают, ссылаясь на необходимость тщательного изучения книги. И оставляют за собой право после этого предпринять необходимые действия.
Черкашин уволился из Комитета госбезопасности СССР (куда в то время входила и внешняя разведка) в августе 1991 года, вскоре после провала путча ГКЧП.
"Черкашин уверяет, что не изменил ни государственным, ни корпоративным интересам, - поделился с "Известиями" на конфиденциальной основе один из официальных представителей разведки. - Однако он не хуже других профессионалов представляет себе, какую ответственность взял на себя. Любое неосторожное слово может привести к тяжким последствиям для проводимых внешней разведкой операций, а главное - для людей, которые доверили ей свою жизнь. Черкашин, возможно, забыл, что после заявления Калугина (бывший высокопоставленный сотрудник СВР Олег Калугин, в 2002 г. приговоренный российским судом к 15 годам тюрьмы за измену родине, сейчас проживает в США. - "Известия") о том, что он лично видел в штаб-квартире СВР "дело Уокеров", американский суд добавил сыну Джона Уокера 10 лет тюремного заключения". Семья Уокер в течение 18 лет передавала советским разведчикам - и первым из них был как раз Калугин - секретную информацию о военно-морских силах США.
Черкашин поступил на работу в органы госбезопасности в 1952 г. - еще при жизни Сталина. В книге он рассказывает о своем участии в работе против ЦРУ и Интеллидженс сервис в СССР, в Австралии, Индии, Ливане. Но его "звездный час" настал в Вашингтоне, где на Черкашина в самом начале командировки (в 1980 г.) вышел бывший сотрудник Агентства национальной безопасности Рональд Пелтон, а в конце (в 1985 г.) - сотрудники ЦРУ Олдрич Эймс и ФБР Роберт Ханссен. Сказать, что Черкашин завербовал их, было бы не совсем точно, - не умаляя заслуг разведчика, достаточно привести строки из его собственной книги: "Разведчики могут воображать, будто им принадлежит основная заслуга вербовки агентов, но основная часть работы состоит в поиске людей, которые ХОТЯТ, чтобы их завербовали". Каково было работать с Эймсом и Ханссеном (чье настоящее имя в Москве узнали лишь после его ареста) - этому посвящены наиболее захватывающие главы книги.
Эймс и Ханссен нанесли огромный урон операциям американских спецслужб против советской разведки. Их провал, убежден Черкашин, стал результатом предательства: кто именно их выдал, чекист не пишет, однако делает некоторые предположения. "Руководство СВР знает", - убежден Черкашин. Его самого несколько лет назад косвенно, а затем и прямо обвинили в том, будто он проговорился о вербовке Эймса своему приятелю Олегу Калугину, от которого-де это и стало известно ФБР. Однако Черкашин еще в 1999 году добился через суд опровержения этого заявления. Тогда зачем же он сейчас выпустил книгу, рискуя сам попасть под судебное преследование? "Вместо того чтобы ждать, пока будущие историки напишут сбалансированный анализ претензий и контрпретензий, - пишет Черкашин, - я решил изложить мою историю сейчас - и пусть читатели делают собственные выводы".