Российские банки ждет турецкое будущее
Российский банковский сектор 2004 года - это турецкий образца 2000-го, заявил Скотт Буджи, директор-распорядитель департамента рейтингов предприятий финансовых услуг Standard&Poor's, на конференции "Банковский сектор России", организованной в Лондоне компанией Adam Smith Conferences. В обоих случаях два государственных банка - Сбербанк и ВТБ в России, Ziraat и Halk в Турции - были вне конкуренции на рынке розничных финансовых услуг, прежде всего депозитов. И в России уходящего года, и в Турции 2000-го на банковском рынке доминировали несколько финансово-промышленных групп. Обе ситуации характеризовались очень высокой зависимостью банков от прибыли, получаемой благодаря игре на фондовом рынке. Обе страны считали сумму "неработающих" кредитов, которыми были отягощены их банковские системы, сравнительно безопасной для экономики. Обе они, по оценке S&P, страдали от неэффективности банковского надзора. Массированная реструктуризация, которой подвергся за последние четыре года банковский сектор Турции, предвосхищает наиболее вероятный сценарий развития событий в России в ближайшие несколько лет.
Один из турецких уроков России, как полагает Скотт Буджи, - это невозможность использования данных о размерах проблемных кредитов во время экономического роста для оценки масштаба тех проблем, которые будут созданы этими кредитами в случае рецессии. Другой - неизбежность угрожающего роста взаимной зависимости между банками и другими компаниями, входящими в финансово-промышленные группы, в момент экономического спада. Третий - необходимость в кризисной ситуации предоставить государственные гарантии всем без исключения вкладчикам.
Чтобы разгрести многолетние завалы, Турции потребовалось создать новые регулирующие органы, которые взяли на себя обязательства 25% банковского сектора, сократить число банков на 37% и уменьшить размеры государственных банков. Реформа обошлась недешево - по оценке S&P, в $40-50 млрд, или треть ВВП страны. Затягивание банковской реформы в России будет стоить ей таких же потерь.