Переплюнули папашу Калиостро

Арсен (Ромен Дюри) был совсем юным, когда выяснилось, что его отец - вор. Перед тем как отправиться в бега, Люпен-старший попросил сына украсть у хозяев дома, где они жили, ожерелье, когда-то принадлежавшее Марии Антуанетте. Скоро папу нашли, но уже мертвым. Сын решил продолжить его дело.
Арсен очаровывал женщин и, лаская их, незаметно снимал украшения. Самый эффектный прием: во время поцелуя расстегнуть застежку ожерелья. Проскользнув по груди бывшей хозяйки, оно упадет прямо в руку грабителя. Люпен был неуловим. Тем более что благородный разбойник взял за правило два раза одну даму не обижать. А один раз, как говорится, не считается.
Как-то ночью Арсен спасает приговоренную к смерти красавицу, которая оказывается дочкой графа Калиостро (Кристин Скотт Томас). Девиз Джозефины Бальзамо: "Никогда не унывай и всегда улыбайся, тогда ты оставишь в дураках врагов и проживешь столетия". Вместе с бессмертной и бессердечной обольстительницей Люпен решает найти сокровища Марии Антуанетты. Для этого нужно выкрасть три распятия, которые укажут, где спрятан клад. Но за драгоценностями обезглавленной королевы охотятся не только Арсен и графиня.
Шикарные женщины, деньги, сыплющиеся, как в "Форте Боярд", драки, скачки, беготня по крыше поезда, переодевания - все в "Арсене Люпене" радует глаз и будоражит кровь. Темп повествования таков, что камера только успевает выхватить какую-нибудь очередную яркую деталь, вроде того, как падает из окна горящий кардинал или Люпен, разбив витраж и пролетев под сводом собора, похищает распятие из рук священника и уже бежит догонять героев. А они, преодолевая все возможные препятствия, идут к цели. Причем иногда их пути расходятся, потому что Арсен начинает подозревать, что Джозефина собирается его просто-напросто использовать.
Через полтора часа такой чехарды голова начинает идти кругом. Чем хороши "Три мушкетера", например? Все просто: королева отдала подвески возлюбленному, король ревнует, мушкетеры отправляются в путь. В такой сюжет можно запихнуть сколько угодно драк и поцелуев. Получится бодрое и веселое кино. В "Арсене Люпене" все слишком хитроумно. Герои не только расправляются с недругами и женятся на возлюбленных, но и делают пластические операции, подвергают врагов гипнозу, закладывают бомбы в кафе, восстают из мертвых, наконец.
Жан-Поль Саломе, видимо, захотел превратить французскую приключенческую комедию в американский блокбастер, напичкав ее всевозможными трюками и спецэффектами. Тонкая, зато закаленная многолетним опытом ткань жанра выдержала, но приобрела монстрообразную форму, окинуть которую одним взглядом никак не получается. Под конец "Арсена Люпена" ждешь не дождешься, когда же все наконец-то разрешится. Но получив одно, герои теряют другое - приключения бесконечны. Уж на что был изобретателен покойный граф Калиостро - даже ему такое не снилось.
Актер Паскаль Грегори: "Люк Бессон больше не художник - я и во Франции так говорю"
В фильме "Арсен Люпен" роль соперника Люпена, который, как и главный герой, влюблен в графиню Калиостро и мечтает раздобыть сокровища, сыграл Паскаль Грегори, известный работами в фильмах "Королева Марго" и "Полина на пляже". С Паскалем Грегори побеседовала корреспондент "Известий" Анна Федина.
известия: Вы читали романы Мориса Леблана, которые легли в основу фильма?
Паскаль Грегори: В жизни надо столько всего прочитать, что на приключенческие романы времени не остается. Я прочитал сценарий, он был очень складно написан, и я решил, что возвращаться к первоисточнику нет смысла.
известия: Вы редко играете отрицательных героев. Вам не предлагают или вы сами отказываетесь?
Грегори: Злодеи, которых вы имеете в виду, как правило, появляются в приключенческих фильмах или лентах для семейного просмотра, где поневоле картина мира чуть-чуть упрощается, а герои разводятся на добрых и злых. Я редко снимаюсь в таких фильмах, видимо, поэтому роли карикатурных злодеев мне не всегда достаются.
известия: "Арсен Люпен" рассчитан на широкого зрителя. Но вашего героя нельзя назвать карикатурным.
Грегори: Я очень горжусь тем, что мой персонаж вызывает сострадание и отвращение одновременно. Он должен быть неоднозначным. Тем более что человеческая натура не бывает на 100% черной. Каждый злодей наверняка в чем-то слаб и трогателен: один любит детей, другой - жену. Мой герой фанатично влюблен в графиню.
известия: В "Арсене Люпене" компьютерная графика иногда режет глаз. Как вы относитесь к использованию спецэффектов в кино?
Грегори: Их появление принесло пользу молодому, популярному кинематографу. Создание спецэффектов связано с большими затратами, закупкой дорогостоящего оборудования. Поэтому авторское кино, у которого не бывает больших бюджетов, не может пользоваться достижениями компьютерных технологий и пытается изобрести что-то свое, что нередко оказывается более эффектным и интересным, чем компьютерная графика.
известия: Вы снимались в "Жанне Д'Арк". Как вам работалось с Люком Бессоном?
Грегори: Ужасно. Люк Бессон больше не художник. Это продюсер, снимающий кино, которое меня не интересует. Это человек, который думает, что сумел вычленить определенную формулу, как заработать деньги с помощью кинематографа. Как режиссер он остановился в своем развитии и снимает картины, которые поощряют в человеке самые примитивные инстинкты. Не думайте, что я заявляю это в Москве, где за мной никто не следит. Я и во Франции то же самое говорю.