"На сцене она не боится быть некрасивой"
Что можно сказать про Алису Фрейндлих? Что она гениальная актриса? Но это всем известно. Нет таких слов восхищения, которые не употреблялись бы в ее адрес!
Когда я первый раз шел на репетицию с ней, то, конечно, волновался: "Сейчас буду репетировать с самой Алисой Фрейндлих!" Но прошло пятнадцать минут, напряжение ушло, волнение ушло, и мы стали увлеченно работать. Радость, которую я испытываю в работе с ней, - словами передать трудно.
Есть два свойства Алисы Бруновны, которым я не перестаю удивляться. Это, во-первых, ее фантастическое обаяние, которое достигает последнего ряда партера, последнего яруса. Бывают актрисы, которые блистают на экране, а когда выступают на сцене, их энергия не долетает дальше первых рядов. Я специально с разных дистанций смотрел на Фрейндлих из зала: эффект всегда был одинаково мощным.
И вот что еще меня в ней удивляло всегда, удивляет и по сей день: на репетициях она никакая не звезда. Даже не сообщница, а студентка. Она всегда внимательно слушает, что ей говорит режиссер, пропускает через себя. Да что говорить - в работе она просто очаровательна. Она прима, она звезда, но по результату своей работы, а в процессе репетиций - никогда. А это в театре большая редкость.
Я с сожалением думаю, что встречался с ней в работе только дважды. Конечно, это потеря только для меня. Постараюсь это восполнить.
Но ведь с ней всегда хочется делать что-то особенное.
Например, когда я предложил ей репетировать роль леди Макбет в известной трагедии Шекспира, она поначалу долго отказывалась: "Я такого никогда не играла, сомневаюсь, пока не созрела..." Тогда я сказал: "Давайте попробуем репетировать месяц. Если и по прошествии этого времени вы скажете, что роль не ваша, - я больше спорить не буду". Но, слава богу, все обошлось, и она сыграла в спектакле. Алиса Бруновна не боится быть некрасивой - для роли леди Макбет ей пришлось надеть ужасный "лысый" парик и выглядеть, мягко говоря, неприятно. Но ради роли она на это пошла. А это ведь среди актрис встречается ой как нечасто - мало кто может быть так беспощаден к своей внешности.
Алисе Фрейндлих юбилей ничем не грозит. Бывает, что после юбилея артисты успокаиваются, подводят итоги. Я помню ее юбилей десять лет назад, и за это время она только набирала, а не теряла. Она в прекрасной форме - я говорю это не потому, что у нее юбилей, а меня про это спрашивает корреспондент "Известий" - это действительно так. Поэтому единственное, чего ей можно пожелать - здоровья.
Актриса для Книги Гиннесса
Алиса Бруновна нередко говорит: "У актера в крови должен быть нахалин". У Фрейндлих актерство в крови: папа - знаменитый актер Александринского театра Бруно Фрейндлих, мама училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, правда, профессиональной актрисой не стала. Всю войну Алиса Фрейндлих прожила в Ленинграде. В то время многих ее родных, этнических немцев, выслали или расстреляли.
В 1953 году Алиса Фрейндлих поступает в ЛГИТМиК на курс Бориса Зона. Закончив институт с отличием, начинает работу в Театре им. Комиссаржевской, где работает до 1961 года. Вскоре актриса выходит замуж за Игоря Владимирова, главного режиссера Театра имени Ленсовета, и играет в этом театре свои самые звездные роли - это Таня ("Таня", 1963 год), Лиза Стратова ("Женский монастырь", 1963 год), Джульетта ("Ромео и Джульетта", 1964 год), Лика ("Мой бедный Марат", 1965 год), Катарина ("Укрощение строптивой", 1970) и другие.
В начале 80-х годов ее приглашает в БДТ один из самых прославленных советских режиссеров - Георгий Товстоногов. В 1984 году она исполняет в БДТ свою первую роль - Ирины в спектакле "Киноповесть с одним антрактом".
Сниматься Алиса Бруновна начала в 1955 году ("Неоконченная повесть"), но всенародную славу ей принесла роль Калугиной в фильме Эльдара Рязанова "Служебный роман" (1977 год). Потом были "Д'Артаньян и три мушкетера", "Старомодная комедия", "Жестокий романс" и другие фильмы. Количество премий, орденов, медалей, всякого рода наград таково, что Алиса Бруновна может попасть в Книгу рекордов Гиннесса: орден Дружбы, орден Трудового Красного Знамени, орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, премии "Золотая маска", "Золотой софит", "Ника", "Кумир", "Серебряная лира", "Триумф"...
В БДТ имени Г. Товстоногова она играет по сей день, хотя количество ее ролей в этом театре невелико: бывает, Алиса Бруновна по нескольку лет ждет новой роли. Накануне юбилея она сыграла премьеру в Театре Ленсовета в спектакле "Оскар и розовая дама" в постановке Владислава Пази.