Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Айвазовский идет на новый рекорд

В Лондоне началось русское арт-безумие: три аукционных дома - Christies, MacDougalls и Sothebys - начали "русские торги". За три дня на продажу будет выставлено почти полторы тысячи икон, картин, ювелирки. Первым в бой пошли Christies: торги начались в 10 утра по местному времени, и уже через два часа здесь произошла сенсация. Семидесятый лот - картина Ивана Айвазовского "Исаакиевский собор в морозный день" была продана за 1 млн фунтов стерлингов. Если учесть, что покупателю предстоит заплатить еще и двадцатипроцентный аукционный сбор, можно уверенно говорить, что на торга в Лондоне поставлен абсолютный рекорд не только для Айвазовского
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В среду в Лондоне началось русское арт-безумие: три аукционных дома - Christie's, MacDougall's и Sotheby's - начали "русские торги". За три дня на продажу будет выставлено почти полторы тысячи икон, картин, ювелирки.

Первым в бой пошли Christie's: торги начались в 10 утра по местному времени, и уже через два часа здесь произошла сенсация. Семидесятый лот - картина Ивана Айвазовского "Исаакиевский собор в морозный день" (редкий для художника-мариниста городской вид) была продана за 1 млн фунтов стерлингов (примерно 1,9 млн долларов). Если учесть, что покупателю предстоит заплатить еще и двадцатипроцентный аукционный сбор, можно уверенно говорить, что на торга в Лондоне поставлен абсолютный рекорд не только для Айвазовского, но и для всей истории "русских торгов" (наши Малевич, Кандинский и Шагал ставят свои рекорды, как правило, на торгах модернизма, поскольку признаны в мире как интернациональные, а не сугубо русские художники). Все три аукционных дома открыли предпродажные экспозиции. Желающие могут не просто посмотреть вещи поближе, но и потрогать руками: услужливые ассистенты без проблем достают из витрин самовары или столовое серебро. Покупателям здесь доверяют. Еще бы - все они зарегистрированы и проверены, Sotheby's даже выпустил листовку о том, что имеет право потребовать от клиента предъявить удостоверение личности: «В международном масштабе законы и регулирования необходимы для предотвращения процесса «отмывания денег» с использованием поддельных документов с именами невинных людей, как вы».

Торги Sotheby's и Christie's проходят в шикарных интерьерах их головных офисов на Нью-Бонд-стрит и Кингс-стрит соответственно. Торги только что созданного аукционного дома MacDougall's - в обычном лондонском террас-хаусе: выставку они повесили на обычных фанерных выгородках. «У нас все по-домашнему», - улыбается Екатерина Макдугал, сохозяйка аукциона.

Впрочем, дело, конечно, не в интерьерах, а в качестве работ и в ценах на них. Честно говоря, если судить о русском искусстве по этим полутора тысячам произведений, то сложится довольно неприглядная картина. Попросту: русские художники рисовать не умели! Дело, естественно, не в том, что рисовать не умели (некоторые все же умели), а в том, что на рынке почти не осталось хороших вещей.

При этом цены - безумные. На вопрос корреспондента «Известий», откуда взялась такая гигантская цена на Айвазовского - ведь в последние годы его произведения достигали лишь миллионной (в долларах) отметки, директор Русского отдела Christie's Алексис де Тизенхаузен ответил просто: «Это рынок!». И не поспоришь: у рынка свои законы - если покупают за миллион, то почему бы не попробовать продать и за два. Что называется, спрос. К искусству эти законы не имеют никакого отношения: ну и что, что за те же два миллиона можно купить небольшого Рубенса - художника (с точки зрения истории искусства) куда более значимого. Нет, хотим Айвазовского. То есть Рубенс - это серьезный высокохудожественный вклад в коллекцию, а Айвазовский - это проявление ностальгии (напомним, что главные покупатели на лондонских «русских торгах» - наши соотечественники). Именно ностальгия, по словам Тизенхаузена, - вторая причина столь высокой цены на не очень-то шедевр Айвазовского: все-таки Петербург, Исаакий, снег, зима, крестьянин, торжествуя...

Помимо Айвазовского Christie's предлагает стандартный рыночный набор русского искусства: Николай Сверчков (портрет Александра II и кайзера Вильгельма в коляске на фоне Петропавловской крепости - эстимейт 200-250 тысяч фунтов), Иван Шишкин (типичный лесной пейзаж - 450-550 тысяч), Илья Репин (эскиз семейного портрета -350-450 тысяч и очень странная, какая-то неказистая картина, изображающая военную атаку во главе с медсестрой, - 250-350 тысяч), а также Маковский, Бурлюк, Коровин и т.д.

Примерно тот же набор и у Sotheby's. Топ-лот - тоже Айвазовский, но подешевле («Спасшиеся» - эстимейт 350-500 тысяч), Константин Маковский («Русская красавица» - 180-250 тысяч), Петр Верещагин («Рынок в Нижнем Новгороде» - 350-450 тысяч), Василий Шухаев («Тройной портрет» - 120-180 тысяч), Филипп Малявин («Вихрь» - 400-600 тысяч), несколько эротических картинок Льва Чистовского (рядом - персональный охранник), портреты Маревны, чудовищный по колориту и манере «Носорог» Сергея Шутова (правда, и цена соответствующая - 6-8 тысяч). Самый интересный в этом стандартном перечне лот, по мнению директора Русского отдела Sotheby's Джоанны Викери, - самовар в виде головы лешего со штампом Фаберже (80-120 тысяч).

Гораздо более необычным может стать аукцион MacDougall's: здесь выставлены произведения художников Парижской школы, прославленных во всем мире, но пока не пользующихся особым вниманием русских коллекционеров. Цены по сравнению с Christie's и Sotheby's смешные: Осип Цадкин (эстимейт 8-10 тысяч фунтов), Мане-Кац (10-15 тысяч), Андрей Ланской (9-12 тысяч), Эрте (гуашь - 1,5-2 тысячи), Пинхус Кремень (3-4 тысячи), Леопольд Сюрваж (4-6 тысяч) и т.д. Возможно, покупателями этих работ будут не русские коллекционеры, а западные, так как, скажем, Цадкина - одного из величайших художников XX века - по таким невысоким ценам в мире не найдешь.
Комментарии
Прямой эфир