Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и дождь в Москве 2 мая
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Госдеп сообщил об отказе США от роли посредников в переговорах РФ и Украины
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Армия
Снайперы уничтожили более 50 дронов «Баба-яга» на красноармейском направлении
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Армия
Мотострелки ВС РФ уничтожили два бронеавтомобиля ВСУ в ДНР
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Урок царям

Безотносительно к тому, чем кончится Великая Ноябрьская Оранжевая Революция, спорить с киевскими революционными массами довольно бессмысленно. Если фраза "Пусть земля горит под их ногами в каждом уголке страны!" не вызывает воспоминаний о том, что бывает, когда земля в самом деле начинает гореть, - значит, не вызывает. Если призыв к юношеству "Прекращайте учебу! Эта власть вас ничему не научит!" не рифмуется с хунвейбинами...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Безотносительно к тому, чем кончится Великая Ноябрьская Оранжевая Революция, спорить с киевскими революционными массами довольно бессмысленно. Если фраза "Пусть земля горит под их ногами в каждом уголке страны!" не вызывает воспоминаний о том, что бывает, когда земля в самом деле начинает гореть, - значит, не вызывает. Если призыв к юношеству "Прекращайте учебу! Эта власть вас ничему не научит!" не рифмуется с хунвейбинами и Великим кормчим - значит, не рифмуется. Вещь обычная - можно подумать, что революционные толпы 1792 или 1917 года были восприимчивее к расхолаживающим замечаниям. Когда нам доказывают, что люди, мерзнущие на майдане, пришли туда не за гроши, а по зову сердца (что уже как бы является индульгенцией для всего происходящего), - так, Тюильри тоже штурмовали не из расчета 1 луидор в сутки, а на общественных началах. Конечно, революционное действие отличается особой атмосферой, опьяняющей народ и склоняющей его делать то, чего он в иных условиях делать ни за что бы не стал. Протрезвление наступает либо от очень жестких действий власти, либо (если власть капитулирует) от окончательной победы и последующего похмелья.

Но что случилось на Украине, то случилось - за грехи ее правителей и народа Бог попустил революцию, и буди Его святая воля. Сейчас для нас уже важнее то, что революционная горячка (или зараза, как говорили монархи в конце XVIII века) не слишком считается с границами. Во всяком случае, когда речь идет об образованном классе, который, как в 1789 и 1917 годах, первым заражается заграничной модой. Наш российский beau monde сегодня вполне оранжев - в духе лучших традиций пролетарского интернационализма. "Молодцы венцы. Суд жгут. Зер гут". А равно и в стиле века XIX, когда в России так хорошо мечталось о Конвенте и Комитете общественного спасения - "Вот и нас бы так, как в просвещенных странах!". Иначе говоря, если в смысле материальном, организационном etc устройство в России "березовой революции" пока весьма проблематично, то в части состояния умов все обстоит очень бодро. Возможно, с желающими митинговать на Червоном майдане перед администрацией президента РФ есть пока трудности (так ведь на то и революционная организация, чтобы трудности преодолевать), но с интеллектуальным сообществом, готовым призывать и благословлять современных Дантонов и Троцких, - проблем нет никаких. Чем бы ни кончилось дело в Киеве, обкатка русских умов на классической, самого ходульного извода революционной риторике уже произведена - и с безусловно положительной реакцией. То, что революции - урок царям, они усвоили и радостно повторяют, то, что революции - не менее страшный урок народам и самим революционерам, - для них так же недоходчиво, как и в старые годы революционных мечтаний.

Существенно, что в смысле как идейном, так и эмоциональном русские оранжевые умы находятся в куда более самонадеянном состоянии, нежели в 1991 году, - несмотря на то, что он считается образцом революционной горячки. Тогда удалось обойтись очень малой кровью - сравнительно с тем, чего можно было ожидать, - поскольку сама освободительная идея 15-летней давности была парадоксальной. Революция 1989-1993 годов мыслилась как контрреволюция, как преодоление Семнадцатого года, что очень сдерживало идейную безоглядность. Положительные переклички с великими революциями прошлого были невозможны - совершающим контрреволюцию не к лицу якобинская риторика. Этот парадоксальный внутренний тормоз (он же - стабилизатор) уберег от многого, но парадоксы неустойчивы, сейчас этого тормоза уже нет, и самоидентификация с 1789 и 1917 годов внутренне разрешена. Опять же нужно помнить про очень сильный исторический страх, владевший тогда обеими сторонами. Разошедшиеся во всех остальных смыслах народ и партия были едины в одном отношении - в тогда еще живой памяти об ужасах гражданской войны (и шире - всей русской истории XX века) и в боязни снова попасть в Семнадцатый год. Унаследованный от советской истории (ибо 1991 год творили советские люди) нутряной страх - "предчувствие гражданской войны" - оказался спасителен, удерживая всех на каком-то последнем пределе. Но прошло пятнадцать лет, поднялись новые свободные поколения, для которых советские страхи смешны и непонятны. Риторика 1917 года для них - не леденящее душу мигание красной лампочки на реакторе, а путеводный маяк. При таком умственном регрессе общества - в сочетании с не менее впечатляющим умственным регрессом власти - вполне возможен такой урок царям, после которого Россия, от предыдущего урока харкавшая кровью весь XX век, будет харкать и весь XXI век.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности