Евгений Хавтан: "Нам инкриминировали фашизм"
известия: За всю историю группы самый большой концерт у "Браво" где был?
Евгений Хавтан: Думаю, в Санкт-Петербурге. В конце 80-х мы жили там неделю и всю неделю выступали во Дворце спорта. За такое время группа успевала пережениться, развестись и так далее.
известия: Там вас не арестовывали?
Хавтан: Нет. Арестовывали нас только в Москве. Это было в 1984 году после Нового года. Нас отвезли в районное отделение милиции в Бескудникове. Именно там находился этот пресловутый ДК "Мосэнерготяжпром", в котором мы решили устроить два концерта. Второй, понятно, уже не состоялся, потому что в финале первого дверь в ДК выломали, на сцену взошло около двадцати человек с мегафонами и остановили концерт. А на следующий день началась новая взрослая жизнь: нам вручили повестки на Петровку, 38.
известия: И что за разговоры с вами вели?
Хавтан: Составляющих было две. Первая - финансовая. Существовала какая-то статья специальная. Леша Романов из "Воскресения" уже тогда по ней срок получил. И нас тоже хотели. И сначала я общался со следователем, который был по хозчасти. А потом - с представителем Лубянки. По костюмам и текстам песен. Мы же по тем временам выглядели странно. Рокеры тогда все выглядели одинаково: с длинными волосами, в джинсах и футболках. А мы выступали в костюмах, узких черных галстуках. И нам инкриминировали фашизм и еще какую-то ерунду. Бред.
известия: Какой самый интересный период в жизни "Браво" за все 20 лет?
Хавтан: Мне сложно это оценивать. Наверное, самый веселый и рок-н-ролльный период, у любой группы он есть, - это самое начало, когда мы еще не были профессиональными артистами. Начало этой двадцатилетней карусели было самым ярким и острым.
известия: Начинающие группы, выстрелив дебютным диском, обычно сталкиваются с "проблемой второго альбома". У вас она была?
Хавтан: Нет. Первый наш альбом состоял из двух мини-альбомов, которые распространялись на аудиокассетах. Это была любительская аудиозапись. И сначала страну облетела одна двадцатиминутная кассета, потом другая, и на основе этого уже был составлен альбом, вышедший на "Мелодии" и изданный в Финляндии. А перед вторым альбомом у меня было много времени, чтобы написать песни: Жанна ушла из группы, и был год-полтора метаний. За это время я накопил материал и понял, что хочу. И, наверное, следующим наиболее цельным альбомом стал "Стиляги из Москвы". Третий был еще лучше - "Московский бит". Так что "проблемы второго альбома" не было.
известия: В какой момент вы почувствовали, что перешли из разряда любителей в стан профессионалов?
Хавтан: Когда мы начали играть по 20-30 концертов в месяц и стали частью этой системы, которая нас молотила. Мы не понимали, что с нами происходит, где находится группа, какие песни мы будем записывать. Потому что мы сразу получили все. Вот не было ничего, и мы почти что из подвалов, из тысячных залов выскочили на многотысячные стадионы и стали ездить по стране. И мы ощутили всю прелесть и ужас, но ужас мы не видели - только прелесть. Для нас это было фантастикой. Пришло время думать, что дальше. А когда ты на вершине находишься, очень логично рухнуть - отрезвляет. Мозги становятся на место, и ты понимаешь, что делать дальше.
известия: Кому из музыкантов сложнее всего было пережить звездную болезнь?
Хавтан: А ее не было. Дело в том, что за эти тридцать стадионных концертов в месяц мы получали филармонические концертные ставки. И это были небольшие деньги. Ядра раздора не было. Основной проблемой был творческий вопрос. И тогда, в 80-е, группы больше распадались, наверное, из-за нерешенных идеологических проблем. В 90-е годы все сильно изменилось, идеология отошла на второй план и финансовая часть стала превалирующей.
известия: Для "Браво" важно оставаться в неких стилистических рамках - чтобы сохранить зрителя?
Хавтан: Мы очень сильно меняли стилистику музыкальную, да и солисты менялись, и это не давало расслабиться. Я с большим трудом представляю себе группу сегодня, если бы ее репертуар состоял лишь из старых хитов. Я четко понимаю, что большинство поклонников хочет услышать именно эти песни. И если группа начинает меняться, она теряет этих поклонников. Но я всегда считал, что меняться нужно, даже если это сказывается на твоей популярности.