Группа "Сплин" проглотила дерево
В прошлом году "Сплин" уже выступал в этом зале, и вполне удачно, но нынешнее представление оказалось на порядок сильнее. Не в последнюю очередь благодаря публике - "Сплин" сумел вырастить безумно лояльную аудиторию, которая без подсказок и напоминаний, с самой первой минуты окатывает г-на Васильева ушатами симпатии и любви. Крики радости начинаются с первой же минуты и не смолкают до самых бисов; не известные никому песни с нового альбома принимают так, словно они уже давно заслушаны до дыр; и все это - без особенной истерики (характерной для стадионных выступлений), а с удивительной нежностью и благодарностью за приятный вечер. "Сплину" чрезвычайно идет такая аудитория, как идут ему акустические аранжировки и атмосфера приватного квартирного концерта: песни обретают какую-то особенную резкость, музыкальная мысль становится четче, да и музыкантам как-то заметно хорошо и уютно.
Первым же номером прозвучало загадочное произведение, состоящее из одной-единственной строчки: "Человек, проглотивший дерево, превращается в дерево, проглотившее человека". Истинный смысл этой туманной метафоры стал ясен после первых же нескольких номеров. Дерево - это традиционный символ группы "Аквариум", а нарисованный на заднике сцены вяз с раскидистой кроной как две капли воды напоминал обложку первой мелодиевской пластинки "Аквариума", изданной в 1987 году. Похоже, что "Сплин", по крайней мере на время акустического концерта, проглотил пилюлю с буквами Б и Г и зазвучал в точности как "Аквариум" периода "Русского альбома": глаз поневоле искал на сцене балахон Олега Сакмарова, а аранжировкам если чего и не хватало, то разве что аккордеона Сергея Щуракова. Эта неожиданная отсылка чрезвычайно украсила вечер: как и на концертах БГ начала 90-х, было ощущение, что на сцене творится что-то чрезвычайно важное. Ощущение это поддерживалось и новыми песнями: похоже, это самые сильные вещи, удавшиеся Александру Васильеву за последнее время. Как и в новом пелевинском романе, на узнаваемых интонациях, приевшихся вроде бы приемах и ожидаемых сопряжениях слов вырастает безукоризненное, изящное, наполненное красотой и неожиданной страстью здание, любуешься которым даже с некоторой оторопью. Можно, конечно, найти к чему придраться - к боевику ли "Шато-Марго", зачем-то написанному на узнаваемые аккорды "Девочки с глазами волчицы" группы "Крематорий", к развеселой ли песенке "Урок географии", представляющей собой рекламу автобусных туров по Европе (и в гребенщиковской системе координат соответствующей, очевидно, сиюминутным и всеми презираемым частушкам "Нью-йоркские страдания"), но все, что звучало до и после, как-то не располагало к придиркам. А то, как Васильев переложил на музыку знаменитый "Конец прекрасной эпохи" (это можно услышать на его сольном альбоме "Черновики"), и вовсе побуждало к искренним, восторженным аплодисментам - кажется, никому прежде не удавалось озвучить поэта-лауреата столь же удачно. Так, что, отвлекшись, не сразу и понимаешь, что текст-то этот ты знаешь давно и едва ли его написал человек, прильнувший к микрофону.
Это чувство - что тебе давно знакомо то, что ты слышать едва ли мог, - осеняло и весь концерт, и только из-за него можно отправиться в магазин и отдать энную сумму за новый альбом группы "Сплин". Похоже, он действительно того стоит.