Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Штрафбат" победил конкурентов

Затишье в стране отразилось и на телевизионном показе - основные телеканалы больше не соперничают на информационном поле. В октябре обострилась конкуренция на поляне сериалов. Успех у зрителей "Штрафбата" ("Россия") заставил "Первый канал" прервать повторный показ "Участка" и экстренно показать "72 метра", а потом запустить широко разрекламированную "Московскую сагу". Журналисты, пишущие о СМИ в разных изданиях, на страницах "Известий" подводят телевизионные итоги октября по четырем номинациям
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Затишье в стране отразилось и на телевизионном показе - основные телеканалы больше не соперничают на информационном поле. В октябре обострилась конкуренция на поляне сериалов. Успех у зрителей "Штрафбата" ("Россия") заставил "Первый канал" прервать повторный показ "Участка" и экстренно показать "72 метра", а потом запустить широко разрекламированную "Московскую сагу".

Журналисты, пишущие о СМИ в разных изданиях, на страницах "Известий" подводят телевизионные итоги октября по следующим номинациям: 1. Персона месяца. 2. Программа. 3. Событие. 4. Антисобытие.

Александр Нахалов, агентство "Телескоп", "Газета": "Отсутствие событий начинает настораживать"

2. Программа "К барьеру!" с участием Михаила Фридмана из "Альфы" и Андрея Васильева из "Коммерсанта". Поначалу хотелось из корпоративных соображений поболеть за коллегу, но тот оказался не способен защитить свою по определению выигрышную позицию пострадавшего в борьбе за свободу слова. И блистательно проиграл поединок Фридману. В недоумении остался не я один: судя по всему, подобное испытал и один из экспертов в студии - Эдуард Сагалаев. А передача-то получилась...

3. На события телевизионный октябрь оказался небогат (была, правда, выставка "НАТ Экспо" и сопутствующие ей мероприятия, на которых обсуждали проект нового закона "О СМИ", вопросы соблюдения прессой Антитеррористической конвенции и механизмы существования общественного телевидения; но это все - события индустриального масштаба). Это, честно говоря, начинает настораживать...

4. Мордобой, устроенный белорусскими властями российским тележурналистам: сначала в частном порядке за личные заслуги досталось Павлу Шеремету, затем - прилюдно и демонстративно - оператору НТВ и съемочной группе REN TV. Ладно, журналистам НТВ и REN TV влетело за то, что оказались в нужное время в ненужном месте. Но историю с Шереметом понять сложно. Вроде бы Павлу давно все известно про отношение к нему белорусской власти, а он... Вспоминается третья часть "Крепкого орешка", в которой герою Брюса Уиллиса пришлось ходить по заселенному исключительно афроамериканцами кварталу, держа плакат с надписью "Ненавижу ниггеров!". Правда, у такого безрассудного поведения героя Уиллиса был виновник - террорист, обещавший в случае неповиновения разнести пол-Нью-Йорка...

Сергей Фомин, журнал "Телефорум": "Провал "Моей прекрасной няни" обязан войти в историю российского ТВ"

1. Алексей Баталов. "Заметки на полях" (ТВЦ), Олег Басилашвили ("Странствия по минувшим годам", "Культура"), Наталья Бехтерева ("Тайны мозга", "Культура"). Найдена возможность тем, кому по-настоящему есть что рассказать о своей жизни, сделать это в той максимально полной форме, на какую способно телевидение.

2. "Мировая история" - "1914. Военная революция" и другие фильмы из этого цикла ("Культура") - у Би-би-си еще есть чему поучиться. "Чеченский капкан" (REN TV) - и применить, как в этом отечественном цикле, полученные знания на нашей практике.

Сюжет о технологии производства эстрадной "фанеры" ("Сканер", "Первый"). Телевидение, столько от нее кормившееся, вдруг решило покаяться в самой органичной для него форме - подробного репортажа на тему "как это делается".

3. Событие. Фильм "Смерть Таирова" (ТВЦ) - достойное во всех отношениях приближение к абсолютной легенде российской культуры ушедшего века, начатое в прошлом году показом на "Культуре" телеверсии "Театрального романа" Булгакова. Выбор Михаила Козакова (Таиров) и Аллы Демидовой (Коонен) сделан безупречно, других актеров в этих ролях сейчас просто невозможно представить. Но почему все можно было увидеть лишь во втором часу ночи? Трилогия Годфри Реджио ("Первый"). Кто посмотрел, тот понял, как и те, кто показал. Показ "Искателей" в дневном субботнем эфире ("Первый"). Того же хочется пожелать и другим программам "Нового дня". "День" все-таки, а идет заполночь.

4. Образцовый провал "Моей прекрасной няни" (СТС). Случай, который обязан войти в историю российского ТВ, как пример идеальной несовместимости импортной телевизионной технологии и отечественного зрительского менталитета по всем параметрам - сценарному, постановочному, исполнительскому.

Лариса Хавкина, "Комсомольская правда": "Еще немного "Саги", и я начну радоваться показу "Крепкого орешка"

2. Я не фанат "Последнего героя", но на профессиональную работу приятно смотреть. К пятому проекту у авторов уже явно не возникает вопроса: "Как это сделать?" - они теперь оттачивают мастерство. Идея с "островом выбывших" очень хороша. И в отличие от идеи самого "ПГ" оригинальна. В смысле - "мэйд ин Раша".

3. Вот "Первый канал" показал "Убить Билла". Вроде и не особенное событие, но на фоне чудовищной "Московской саги" - очень даже. Еще немного "Саги", и я начну радоваться показу "Крепкого орешка".

4. Премьера на НТВ программы "Короткие встречи". Юлия Бордовских, конечно, плохая ведущая для ток-шоу, но она хотя бы честно хлопала глазами и вздыхала в кадре. А вот чем занимались группа редакторов, режиссер и продюсер, когда нужно было готовить программу, для меня лично большая загадка. По бедности фантазии могли бы и на "Жди меня" сходить, переманить к себе десяток героев. Уж плагиат - так с музыкой. Глядишь, и рейтинг был бы повыше.

Наталия Ростова, "Новая газета", радио "Арсенал": "Безграничная пропаганда убивает всякое желание включать телевизор"

1. Андрей Васильев, гендиректор ИД "КоммерсантЪ", посредством Владимира Соловьева ("К барьеру!") и Михаила Фридмана ("Альфа-Групп") вынужденный оправдываться за всю российскую журналистику. Потому вряд ли выигрыш Фридмана можно считать чистым. Удивительно, но в полуторачасовой передаче так и не нашлось времени для сути спора: обсуждения самого иска и обоснованности запредельной суммы штрафа. Не убедил меня господин Фридман ни в том, что 120-тысячная аудитория "Ъ" сплошь состоит из вкладчиков Альфа-банка, ни в том, что они пошли снимать деньги после прочтения заметки, ни в том, что именно "Ъ", а не чиновники от ЦБ или другие СМИ виноваты в панике. Поражает и несопоставимость персон Фридмана и Васильева, которой не озаботились авторы программы. Посмотрела бы я на "олигархический" поединок, будь на месте топ-менеджера владелец "Ъ". Альтиста Юрия Башмета и музыканта Андрея Макаревича определила бы в "антиперсоны". Интеллигентные, казалось, люди, а все туда же, норовят "в морду через форточку" дать и личные счеты свести. И за что? За очереди у отделений банка?

2. "Линия жизни" с участием Виктории Токаревой, передача "Больше, чем любовь", посвященная любви Михаила Пришвина (канал "Культура"). "Московская сага" - очевидно затянутая, но при блестящих актерах.

3. "Kill Bill" на "Первом". К сожалению, безоговорочное желание включить телевизор начинают вызывать только подобные телесобытия.

4. Пропаганда на ТВ. Безграничная (выходящая за границы России) и бессмысленная (отпадает всякое желание включать телевизор). Боюсь, все более актуальной становится старая известная истина: есть обычай на Руси на ночь слушать Би-би-си.

Елизавета Тренева, "Российская газета": "Телефильмы вызывают больше интереса, чем программы и люди"

1. Герои телесериалов "Штрафбат", "Сармат", "Московская сага". Такое теперь случается довольно часто - телефильмы вызывают больше интереса у профессионалов и зрителей, чем телепрограммы и люди телевидения. На каналах осталось не так уж много персон с "лица необщим выраженьем". Даже Леонид Парфенов вернулся в эфир с фильмом "О мир, ты - спорт!", сознательно устранившись от привычного образа интеллектуального "рулевого", скорее выбрав для себя роль одного из членов спортивной тусовки на Олимпиаде. А Савик Шустер и вовсе предпочел остаться за кадром в своем документальном фильме "8 1/ 2 Евгения Примакова". Место "персоны" не осталось пустым - оно оказалось занятым в эфире кандидатами в президенты Украины, причем щедрость каналов к одному из них явно зависела от заказа сверху.

2. В основном удачи месяца относятся к документальным лентам. И в первую очередь здесь стоит назвать "8 1/ 2 Евгения Примакова" (НТВ). "Савелий Крамаров. Джентльмен удачи" ("Первый канал"), "Ласковый май". Как сотворить кумира" ("Россия"), "Маленькая Вера". 15 лет спустя" ("Первый канал") - все это фильмы о людях, оказавших существенное влияние на наше общество в недалеком прошлом. Документалистам определенно интереснее снимать пусть недавнюю, но историю, чем искать сюжеты в дне сегодняшнем. "Школа злословия" (НТВ), в которой Дуня Смирнова и Татьяна Толстая были удивительно доброжелательны к своим гостям - вратарю Сергею Овчинникову и музыканту Владимиру Спивакову. Программа "Парк юмора" на ТВЦ с ведущим - поэтом Владимиром Вишневским. "Изыскания" в телевизионном юмористическом архиве, которые он проводит, сопровождая их остроумными комментариями, показывают, что не так уж все безнадежно в этом жанре.

3. Показ телеэпопеи "Московская сага" - к сожалению, не бесспорной по режиссуре и сценарному воплощению книги В. Аксенова.

4. Попытка создать "душевную" передачу - "Короткие встречи" на НТВ. Несмотря на мощный антураж - вокзал, поезд, загадочные приглашения от неизвестных лиц, - остается впечатление равнодушия и полного отсутствия контакта с героями Юлии Бордовских. Встречи с ними, как и разлуки, в душе у зрителей теплого отклика не вызывают.

Ирина Петровская, "Известия": "ТВ, вовлеченное в демократический процесс, может быть действенным инструментом демократии"

2. Художественный телесериал "Штрафбат" ("Россия") и документальный телесериал "Документальный капкан" (REN TV) - попытка рассказать другую правду (просто правду) о Великой Отечественной и чеченской войнах; "Исторические хроники" Николая Сванидзе ("Россия") - история в контексте современности становится предупреждением; американские теледебаты (REN TV) и "Пять вечеров", посвященные выборам в США ("Первый"): телевидение, вовлеченное в демократический процесс, может быть по-настоящему действенным инструментом демократии; "Театральная летопись Михаила Козакова" ("Культура"); "Неделя" с Марианной Максимовской" (REN TV) - единственная итоговая программа, объективно и всесторонне освещающая события, происходящие в стране; "Времена" Владимира Познера, посвященные итогам Беслана и взаимоотношениям церкви и государства.

4. Работа российских журналистов по освещению выборов на Украине: ангажированность и предвзятость в духе президентской кампании 1996 года в России; "Времена", посвященные украинским выборам: то, что позволено Леонтьеву, недопустимо для Познера! "Стресс" Александра Гордона, приуроченный к 40 дням Беслана, - пример чудовищной этической глухоты; "Московская сага" - главное разочарование октября: беспомощная, ученическая, вялотекущая режиссура. Жаль хороших актеров, которым зачастую нечего играть.

Александр Мельман, "Московский комсомолец": "Вся наша оппозиция - дурачки прикольные"

1. Валерий Тодоровский, главный кинопродюсер телеканала "Россия", снял фильм, который должны посмотреть все, - "Мой сводный брат Франкенштейн". Это лучший антивоенный фильм о Чечне (хотя само слово "Чечня" там, естественно, не упоминается). Неизвестно, покажут ли это по нашему ТВ, но то, что человек из системы государственного телевидения, где о Чечне, как правило, либо хорошо, либо ничего, осмелился показать нам такое, говорит о многом.

2. На днях звонил приятель из Израиля: "Мы купили "тарелку", чтобы смотреть российское ТВ, но кроме этих "змей" там просто ничего нет". Да, кто о чем, а вшивый - о бане, то есть о "Школе злословия". Можно, конечно, дружно пожалеть бедную Машу Арбатову, на которую грубо наехали "писательша" и "сценаресса". Можно спросить: "А при чем здесь Чумак?" .(Дуня, уже не болит?). Но факт остается фактом: на сегодня "Школа..." является единственной программой, которую всерьез можно обсуждать. Правда, в свое время Берман и Жандарев делали подобные сеансы с последующим разоблачением, но ежедневно и в прямом эфире.

3. Сериал "Штрафбат". Казалось, что так по-настоящему войну уже показывать разучились. Оказывается, могут, если захотят.

4. "Московская сага", "Первый канал". Каким образом снимать эпос досталось невесть откуда взявшейся семье Барщевских, совершенно непонятно. За какие такие подвиги и по каким понятиям? Бедный Василий Павлович Аксенов. Он вынужден хвалить это малопонятное для него "произведение искусства".

Еще отчетливее потеря "Свободы слова". Если раньше политики шутя и глумясь шли "К барьеру!", но на следующий день уже всерьез к г-ну Шустеру, то теперь от политики на НТВ осталась одна смехопанорама им. Владимира Соловьева. Этот большой шоумен блестяще справляется с кремлевским тезисом о том, что вся наша оппозиция - дурачки прикольные. Ну и радуйтесь - весь вечер на арене Хакамада, Анпилов, Жириновский. "Аншлаг" отдыхает.

Анна Качкаева, московский офис радио "Свобода": "Пропагандистский угар в связи с Украиной и беспомощность после Беслана"

2. Художественный сериал "Штрафбат" ("Россия"). Так о войне рассказывал Виктор Астафьев: просто, жестко и без пафоса. Документальный цикл "Чеченский капкан" (Ren TV). Не ровный, не бесстрастный, но со старанием избежать оценок, опираясь на свидетельства более сотни очевидцев и участников. Разные работы роднит одно - сострадание к "пушечному мясу" любой войны - к просто людям и к просто солдатам.

"Исторические хроники с Николаем Сванидзе" ("Россия") - редкий документальный цикл, в котором с почтением и по-человечески относятся к историческим фактам и историческим фигурам.

Журналисты всех каналов замечательно работали в Минске. Рассказывали об атмосфере без купюр, давали слово всем сторонам, сомневались. На Белоруссии как будто профессионально "оттянулись".

Владимир Познер, дрейфующий между возможным и дозволенным, убедительно провел драматичный выпуск, посвященный Беслану, и устроил блестящую дискуссию о взаимоотношениях государства с церковью. Но случилась Украина - и о балансе и этике опять забыли.

"Первый" рискнул показать экспериментальный киношедевр Годфри Реджио. "Коянискаци" - несбалансированная жизнь, требующая другого образа жизни. "Накойкаци" - "жизнь как война" - показали сразу же после "Убить Билла". Жаль, что вся эта связка провокационных кинометафор современной жизни прошла без подготовки зрителей, не предварялась анонсами и промо, которыми так блистает "Первый".

Провалы: откушенное ухо, трагедия выживших Беслана, коза, сожравшая гладиолусы. Абсурдная цепочка, сложенная из выпусков программы "Стресс". Умница ведущий, великолепная студия с плавающим экраном, реальные персонажи, невероятные усилия энергичной и талантливой команды - ради чего? Если бы грустно - насмешливые истории в стиле Зощенко, а то ведь чистый зверинец для глазеющей публики! Разочарование - вялотекущая "Московская сага" ("Первый"). Удивительно все-таки, как блестящим актерам в фильме нечего играть.

3. Хорошо, что не стали транслировать на Россию "Прямую линию" российского президента, поучаствовавшего в предвыборной кампании братской, но все-таки другой страны.

4. Пропагандистский угар, особенно на "Первом", в связи с Украиной и беспомощность после Беслана. Ни одной попытки перейти от вопроса: как это было? - к вопросам: почему, кто виноват и что делать? Телевидение, в отличие от газет, не следит за ходом расследования трагедии, не обсуждает высказывания членов парламентской комиссии, не интересуется - в какую черную дыру уходят собранные для пострадавших деньги.



Юлия Ларина, "Огонек": "Нынешнее время создает ощущение чего-то ненастоящего"

1-2. Александр Гордон и программа "Стресс" с ее реальными участниками и реальными событиями. Нынешнее время создает ощущение чего-то ненастоящего: в студиях различных ток-шоу - подставные актеры, на сцене - подставные певцы из "фабрик звезд", а уж сколько подставных депутатов и подставных министров набилось в Госдуму и правительство... Программа Гордона - реальнее выпусков новостей на первых двух каналах.

3. Появление все большего числа сериалов, снятых по хорошим литературным произведениям. Наша страна перестала быть самой читающей в мире. Так, может, она хотя бы будет самой смотрящей экранизации книг.

4. Освещение отечественным телевидением предвыборных кампаний в США и на Украине: ненужная нам (телезрителям) агитация за нужных им (властям) политиков. Центризбирком, кажется, предлагает проводить выборы всех уровней в России в один день. Нельзя ли попросить Америку и Украину, чтобы они назначили свои выборы на этот же день? И тогда российские телезрители отмучались бы один раз и потом четыре года всего этого не видели бы.  

Самые популярные у телезрителей программы октября 


№ п/пДатаПрограммаКаналДоляРейтинг
16 октября "Штрафбат", сериал"Россия"47,2%17,7%
229 октября"Кривое зеркало""Россия"43,1%17%
310 октября"Егерь", х/ф"Первый канал"41,9%16,7%
430 октября"Кривое зеркало. Лучшее""Первый канал"40%15,8%
516 октября"Новые русские бабки", концерт"Первый канал"42,4%15,1%
611 октября"Московская сага", сериал"Первый канал"36,3%15%
730 октября"Последний герой. Суперигра""Первый канал"37,9%14,9%
87 октября"Клон", сериал"Первый канал"43,4%13,8%
917 октября"Ялта-2004. Фестиваль юмора""Первый канал"35,2%13,8%
1030 октября"Время""Первый канал"33%13,4%
1128 октября"Сармат", сериал"Россия"33,8%12,9%
1210 октября"Бумер", х/фНТВ34,9%12,9%
1323 октября"Новые песни о главном", концерт"Первый канал"35,3%12,9%
1417 октября"Брюс всемогущий", х/ф"Первый канал"38,9%12,8%
1517 октября"Время. Информационно-аналитическая программа""Первый канал"29,5%12,7%
1628 октября"Однако""Первый канал"29,7%12,7%
1715 октября"Юрмалина-2004. Фестиваль юмора""Россия"31,5%12,5%
183 октября"КВН-2004. Высшая лига""Первый канал"32,9%12,4%
1931 октября"Смешные люди", юмористический концерт"Первый канал"29%12,4%
2031 октября"Убить Билла", х/ф"Первый канал"39,8%12%
По данным TNS Gallup Media с 1 по 31 октября 2004 года. Регион: Россия. Аудитория: все зрители старше 4 лет.
Комментарии
Прямой эфир