Размер получил значение

Имеет ли значение размер картины для ее художественной ценности? В смысле - большая картина лучше такой же, но маленькой? С точки зрения искусства - вряд ли. Но для музейных работников размер имеет самое принципиальное значение. Если в музей попадают очень большие картины, он часто не имеет возможности их выставить - нет места. Огромные холсты, некогда украшавшие парадные залы аристократических дворцов, десятилетиями лежат в фондах, смотанные в рулоны. Хранители Русского музея решили наконец открыть взорам публики ни разу не виданные ею большие полотна.
Право первооткрывателя стало для "Большой картины" определяющим: на выставку взяли в первую очередь картины, которых раньше никто не видел. В экспозицию не попали знаменитые огромные работы из собрания Русского музея: "Последний день Помпеи" Брюллова, "Заседание Государственного Совета" Репина или самая крупная из картин музея - "Медный змий" Федора Бруни, площадь которой почти 50 кв.м (это площадь типовой двухкомнатной квартиры), а вес холста около 70 килограммов. Эти картины остались висеть в залах постоянной экспозиции. Не попали на выставку и большие картины сталинской эпохи, и крупные вещи наших дней. Кажется, организаторы намеренно ограничили себя, отказавшись положить в основу выставки сколько-нибудь связную историческую мысль. Такую мысль можно было бы подтвердить большими картинами разных эпох. Однако из всего "большого", чем владеет Русский музей, выставили только картины XVIII - начала ХХ веков.
Большие картины во все времена делались на заказ. Мятежный дух художника может выражать себя в малых формах, но разогнать картину во всю стену автор может только по желанию клиента. "Большая картина" и интересна как выставка официальных, заказных работ. Судя по ней, заказчиков искусства в XVIII - начале XIX века насчитывалось два: высшая аристократия, которая заказывала парадные портреты, и церковь, нуждавшаяся не только в иконах, но и в светской живописи на библейские сюжеты.
Первый заказчик обогатил российскую культуру знаменитым "Вступлением на престол Екатерины II" Франческо Фонтенбассо. А второй заказчик породил чудесный запрестольный образ (в три человеческих роста) Алексея Венецианова "Предстательство Богоматери за воспитанниц Смольного института". Образ был написан специально для Смольного собора и выглядит соответственно: вверху - каноническая Богоматерь, внизу - большеглазые юные смолянки, в чьих позах сквозит отнюдь не иконописная игривость: прелестные томные Лолиты XIX века превращают церковный образ во фривольную антикварную фотокарточку.
На рубеже XIX-ХХ веков "большие картины" выполняют уже иной заказ: перед нами мода на язычество ("Русалки" Константина Маковского), на древнерусские сюжеты (его же "Поцелуйный обряд", самая крупная картина на выставке, и несколько великолепных картин Гавриила Горелова), а также вообще на русскую историю. Сто с лишним лет назад возрождение патриотизма было такой же государственной задачей, что и сейчас, и так же порождало госзаказ, в том числе и на большие картины. Увы, политическая подоплека рождения больших картин осталась за рамками выставки: она смотрится просто набором ранее не экспонировавшегося материала.